Более двух тысяч человек, в том числе президент Анатолий Бибилов, пришли сегодня проститься с Иналом Джабиевым. 30-летний отец троих детей умер в результате побоев в ИВС. Дело Джабиева вызвало волну протеста в Южной Осетии. Отставка правительства не разрешила политического кризиса в республике.
На похороны Инала Джабиева пришло, по разным оценкам, более двух тысяч человек. Когда во двор многоэтажного дома, где он жил, вынесли тело, навзрыд плакали даже мужчины. В толпе был и президент Анатолий Бибилов с охраной, но на него мало кто обращал внимания. После прощания гроб с телом Джабиева на руках понесли к центральной площади Цхинвала, где тоже собрались горожане. По пути знакомые и родственники убитого рассказывали, что Анатолий Бибилов приходил в дом Джабиева и вчера вечером. В том числе, якобы отговаривал принимать участие в сегодняшней акции на площади. А с утра в семью приходили сотрудники прокуратуры, которые также просили не выходить на митинг, но отец Инала, бывший «афганец», отказался следовать их рекомендациям.
С утра, по словам депутатов югоосетинского парламента, им стали поступать звонки из Ленингорского района. Люди жаловались, что дорога, ведущая в Цхинвал, перекрыта, чтобы не допустить приезда жителей района на объявленный после похорон митинг. Кроме того, по словам собеседника «Эха Кавказа», не пожелавшего представиться, поступали звонки с предупреждениями и сотрудникам госучреждений: не ходить на митинг под угрозой увольнения. На Театральной площади эту информацию «Эху Кавказа» подтвердили некоторые госслужащие, а также преподаватели школ, к которым, по их словам, приходили представители силовых структур:
– Почему вы тем не менее сочли нужным проводить Инала Джабиева в последний путь?
– Ну, во-первых, потому что это наше общее горе, я в этом убеждена. И пусть никто не думает, что, сидя на своих работах, трясясь за свои места, они от чего-то уберегли себя. И это не раз повторялось – и в истории с Георгием Кабисовым, а сейчас с бедным Иналом. Это всегда все повторяется. И мы слишком много молчим, и слишком много боимся. И рано или поздно те, кто всегда согласен с властью, а потом вдруг не согласится с власть имущими, за ними тоже придут. И пусть тогда те, которые сейчас как крысы сидят в своих кабинетах и трясутся за свои убогие места, пусть не думают, что они от этого спасены, и их дети от этого спасены. Я считаю, что быть здесь – долг каждого человека.
Проститься с Иналом Джабиевым пришла и мать арестованного экс-министра связи Георгия Кабисова Марина. По ее словам, в республике творится беззаконие:
«Когда к нам пришли с обысками, когда у нас переворотили наш дом, когда искали черт его знает что, и когда нас всей семьей поставили на уши, тогда я говорила, а после еще и обратилась к населению, что сегодня пришли в мой дом, сегодня мне сделали неприятности, а завтра придут в ваш дом. Я тогда обращалась, официально тоже написала, но тогда никто не обратил на это внимания. Все же это теперь случилось. Теперь уже людей убивают ни за что ни про что. У нас нет законов и, наверное, никогда не будут существовать, и никто их не будет исполнять».
Возле гроба Инала Джабиева в центре Цхинвала вновь появился президент Бибилов с охраной. Из-за плотной толпы сторонним наблюдателям было сложно увидеть, что происходит, были слышны только крики. Родственникам Инала Джабиева за пределами республики, которые обратились сначала в администрацию президента, затем публично за помощью к главе государства с просьбой разрешить им въезд в Южную Осетию, было отказано в этой просьбе.
После окончания панихиды на площади произошла перепалка сторонницы бывшего президента Эдуарда Кокойты с общественником Тимуром Цхурбати. Словесная перепалка вскоре переросла в драку. По словам Цхурбати, который сейчас находится в больнице, у него сломана скула.
Еще один резонансный вопрос – официальное заключение о смерти Джабиева. Героиней вчерашнего дня стала судмедэксперт Зарина Дзагоева. Она опровергла информацию о выдаче родственникам окончательного заключения о смерти Инала Джабиева и заявила о необоснованных попытках провести главную экспертизу за пределами Южной Осетии, в Ростове-на-Дону. Эту идею публично высказал глава государства Анатолий Бибилов. Продолжает Зарина Дзагоева:
«Вчера в сети появилась информация о том, что судебно-медицинский эксперт дал заключение по поводу причины смерти Джабиева Инала, в котором было сказано, что смерть наступила от тромбоэмболии легочной артерии. Я, как лицо, проводившее судебно-медицинское исследование, заявляю, что тромбоэмболии у Джабиева Инала не было. Это неправда. Для постановки судебно-медицинского диагноза мне необходимо гистологическое исследование. Материал для гистологического исследования завтра отправляют в Ростов. У нас есть дорогостоящее оборудование, а также у меня есть опыт и квалификация по работе с гистологическим материалом, и необходимости я в этом не вижу. Я ощущаю ответственность перед обществом и родственниками Джабиева, и давать ложное заключение я не буду».
Земфира Цкаева, вдова Владимира Цкаева, погибшего в результате пыток в полицейском отделе Северной Осетии в 2015 году, которая активно комментирует события в Южной Осетии, предупредила, что экспертиза в Ростове выдаст нужный властям результат, что и произошло в деле Цкаева.
Накануне поздно вечером с видеообращением выступил и экс-президент Эдуард Кокойты. Он фактически поставил ультиматум Анатолию Бибилову – добровольно уйти в отставку:
«Я даже если говорю сегодня эмоционально, имею на это право. Анатолий Ильич, ради Осетии, вспомни 2011 год, все эти проблемы для Осетии начались из-за тебя. И вспомни, как я принимал это решение (о добровольной отставке). Ты сегодня говоришь, что не собираешься за это кресло зубами (держаться). Анатолий Ильич, ты за это кресло не только зубами, но у супер-клеем себя приклеил, чтобы не освободить это место, когда народ тебе говорит – уходи. И парочка твоих сторонниц, которые призывают не уходить. И не надо снижать количество людей, которые выходят на эту площадь. Прислушайся к мнению этого народа. Я к тебе обращаюсь с просьбой. Это не ультиматум, это просьба, ты добиваешься того, чтобы я не вернулся в Южную Осетию, тебе этого не удастся. Если ты так сильно этого боишься, я даю тебе слово – я не приеду в Южную Осетию, если ты завтра, 31 августа, в 12.00 сложишь с себя полномочия президента и не будешь мучить осетинский народ. Для того чтобы снять напряженность и чтобы наши депутаты могли нормально функционировать в период, пока народ будет готовиться к выборам президента».
Сегодня вечером люди вновь собираются на акцию протеста на центральной площади Цхинвала. Отставка правительства их не удовлетворила.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия