Грузия продолжает подсчитывать пандемические убытки. Турбизнес, принесший в прошлом году Грузии порядка трех миллиардов долларов, работает лишь для покрытия эксплуатационных издержек. Для людей, работавших в этой сфере, правительство выделило единовременную помощь в 300 лари. Аналогичная ситуация в сфере отдыха и развлечений.
Правительство почти в ежедневном режиме объявляет об открытии новых программ, щедро субсидируя то виноградарей, то девелоперов, то выделяет средства на покрытие коммунальных услуг. На эти цели выделено около двух миллиардов лари.
Сегодня власти озаботились незавершенным строительством, которое, по мнению премьер-министра Георгия Гахария, портит облик грузинских городов. В ближайшее время будет объявлена программа отраслевой помощи объемом 100 миллионов лари, заверил премьер. Кроме того, сегодня глава кабмина объявил итоги регистрации программы помощи детям. На эти цели уйдет порядка 170 миллионов лари. Выплаты начнутся 1 сентября.
Некоторые эксперты, комментируя экономическую политику властей, считают, что поле для маневра ограничено, и в цугцванге власти избрали наименее болезненный путь – раздачу средств самым незащищенным слоям населения и точечную поддержку определенных категорий бизнеса.
По словам экономиста, профессора Тбилисского госуниверситета Иосифа Арчвадзе, только в минувшем году власти заимствовали из внешних и внутренних источников около шести миллиардов лари. Страна, у которой внешний долг составлял 44 процента к ВВП на уровне 44%, за полгода скатилась в большую долговую яму – до 57%. Все это в долгосрочной перспективе может не только затормозить развитие страны, но и ограничить список программ социальной помощи:
«Сложилась парадоксальная ситуация: бюджет недосчитался почти двух миллиардов лари, но расходная часть выросла на 6,6%. Произошло это за счет долгов, что означает, что в будущем нам придется отдавать гораздо больше на покрытие заимствований, чем сейчас. Этот факт значительно сужает поле для социальных программ будущего, и уйти от этого можно в счет высокого экономического роста. В этом году по сравнению с прошлым ВВП сократился на 5%, и не думаю, что в ближайшие годы дойдет до показателей прошедшего года. Что касается текущих программ социальной помощи, считаю, что они в большей мере оправданы и даже недостаточны, хотя некоторые и считают, что они имеют предвыборный окрас. Для сравнения, аналогичная социальная помощь стран ЕС на душу населения превышает наши расходы в 14-15 раз».
Экономическую политику властей критикует другая часть экономистов, считающих, что власти нерационально распоряжаются заимствованными миллиардами, используя их в предвыборных целях, что в конечном итоге скоро обернется новыми проблемами.
Доктор экономических наук Ираклий Макалатия считает, что пандемия, пришедшаяся на предвыборный год, усложнит ситуацию в Грузии. Налицо незаинтересованность властей в устранении бедственного положения людей:
«Чем беднее население, тем больше голосов можно получить простыми обещаниями или раздачей 200 лари за счет госбюджета. Чем сильнее в экономическом и финансовом плане население, тем меньше эти обещания будут влиять, и оно требует других, более фундаментальных изменений. Поэтому власти на деле не заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса, а сосредоточенные в его руках активы государства вновь составляют порядка 70% богатства страны. Разгосударствление этих активов могло ускорить экономический рост, но власти не заинтересованы в этом».
Что касается перспектив будущего развития, то, по словам Макалатия, экономический рост в будущем году в лучшем случае достигнет 5% – из-за провальных показателей нынешнего, в целом экономика окажется в худшем положении, чем в 2019 году.