Президент Грузии объявила с 21 марта чрезвычайное положение сроком на один месяц. Указ Саломе Зурабишвили должен быть одобрен парламентом. Чрезвычайное положение расширяет список ограничений, введенных ранее.
Сегодня Георгий Гахария заявил об объявлении чрезвычайного положения в Грузии до 21 апреля в связи с ситуацией с коронавирусом.
Президент Грузии уже издала соответствующий указ. «Учитывая массовое распространение коронавируса, ввиду готовности к объявленной Всемирной организацией здравоохранения пандемии, мы обязаны защитить жизнь и здоровье населения перед опасностью. На основании представления премьер-министра и в соответствии со статьей 71 Конституции я принимаю решение и объявляю чрезвычайное положение на всей территории Грузии», – заявила Саломе Зурабишвили.
По сути, чрезвычайное положение включило текущие ограничения, заявил в своем выступлении премьер-министр Георгий Гахария. Но вводятся и новые ограничения. Запрещается собрание в количестве более 10 человек. Правительство наделяется правом ограничивать деятельность частных организаций, бизнес-структур, либо поручать им осуществление конкретной деятельности.
При необходимости правительство имеет право контролировать цены на лекарства, медицинские услуги и продукты первой необходимости. Также в случае необходимости правительство может провести всеобщую мобилизацию граждан, обладающих соответствующим медицинским образованием и квалификацией. Свобода СМИ не будет ограничена, заверил премьер.
«Что касается свободы передвижения. В настоящее время она уже частично ограничена. Это постановление в данный момент не вводит комендантский час и не устанавливает жестких карантинных требований. Конечно, если возникнет острая необходимость, могут быть приняты и более жесткие карантинные меры», – сказал Георгий Гахария.
В оппозиции, в частности в ЕНД и «Европейской Грузии», заявили, что поддержат введение чрезвычайного режима, но уточнили, что экономическая команда кабмина должна разработать конкретный план по оказанию помощи безработным и другим социально необеспеченным гражданам.
Нино Бурджанадзе, председателя «Демократического движения», тревожит, что по закону при чрезвычайном положении Саломе Зурабишвили становится фактическим властителем страны:
«Общество имеет право знать, в чем разница между вчерашней и сегодняшней ситуацией и почему было необходимо объявлять чрезвычайное положение. Сейчас все бразды правления переходят в руки президента Грузии. Ситуация неординарна, так речь идет о человеке, не раз создававшем напряженность своими необдуманными поступками и заявлениями».
Со своей стороны Народный защитник Грузии Нино Ломджария выразила надежду, что ограничения снимут проблему с религиозными ритуалами:
«Пятая статья «Закона об общественном здравоохранении», определяющая нормы поведения при эпидемиях, обязывает граждан на всей территории страны не осуществлять деятельности, которая создает угрозу распространения инфекционных заболеваний, которые создают риски здоровью населения».
Следовательно, государство не будет вмешиваться в порядок религиозных ритуалов, однако религиозные организации обязаны не предпринимать никаких действий, которые представляют угрозу распространению инфекционных заболеваний, представляющих угрозу для здоровья населения», – написала на своей страничке в Facebook омбудсмен.