Некоторые парламентарии заговорили о необходимости ввести в Грузии чрезвычайное положение.
Ограничения в стране будут ужесточаться, заявили представители координационного совета, «однако это не означает, что Грузия входит в фазу чрезвычайного положения», – сообщил сегодня журналистам советник премьер-министра Ираклий Чиковани. Между тем о возможности введения в стране ЧП говорят ежедневно. Многие представители парламента заявляют о готовности поддержать обоснованное решение правительства, некоторые из них даже призывают власти поскорее принять таковое. Среди них независимый депутат Леван Гогичаишвили:
«Для того чтобы в данном случае власти управляли процессами, управляли и информационным пространством, для того чтобы не способствовать еще большему распространению паники и нигилизма, давайте подумаем об объявлении чрезвычайного положения в стране. Естественно, временно, будь то на две недели, три недели или месяц. Таким образом, я думаю, мы в первую очередь подавим панику».
Так что такое чрезвычайное положение? Если коротко – это возможность эффективного контроля населения в обход определенных прав человека, поясняет конституционалист Вахтанг Дзабирадзе. Если подробнее, то речь идет о временной приостановке таких статей Конституции, как: свобода человека, свобода передвижения, право на неприкосновенность личной и семейной жизни, личного пространства и коммуникации, право на свободу мнения, информации, средств массовой информации и интернета (а также право на справедливое административное производство, доступность публичной информации, информационное самоопределение и возмещение вреда, причиненного публичной властью, право собственности, свобода собраний, свобода труда, свобода профессиональных союзов, право на забастовку и свобода предпринимательства):
«Власти сегодня контролируют ситуацию, пока я не считаю обязательным вводить чрезвычайное положение. Если, конечно, ситуация не усложнится, люди не начнут поголовно нарушать правила самоизоляции и убегать из карантина, тогда введение ЧП будет неизбежным. Или если начнется серьезное распространение (коронавируса), тогда действительно придется контролировать каждого, кто выходит из дома. Может возникнуть необходимость подключить к процессу и военных, поскольку полиция не сможет полностью контролировать ситуацию», – говорит Вахтанг Дзабирадзе.
Конституционалист из НПО «Ассоциация молодых юристов» Вахушти Менабде поясняет, в какой момент власти имеют право вводить чрезвычайное положение:
«Оно может быть объявлено, например, во время эпидемии, есть и другие причины, но эта сейчас для нас актуальна. Одновременно государственные органы должны быть ограничены в возможности нормально исполнять свои конституционные права. Если эти два фактора совпадут во времени, президент Грузии сможет объявить ЧП на основании предложения премьер-министра, после чего это решение должен будет утвердить парламент».
В этом пока не видит необходимости спикер парламента Арчил Талаквадзе, однако сообщает, что парламент готов к этому:
«Парламент, естественно, поддержит обоснованное требование правительства о введении чрезвычайного положения. В данный момент мы эффективно справляемся со сдерживанием распространения вируса. В этом процессе очень важна ответственность общества и каждого человека. Поскольку безответственные действия со стороны даже одного, двух или трех человек могут поставить под сомнения все усилия наших врачей и служб здравоохранения».
Но прежде государство должно тщательно подготовиться к возможности объявления чрезвычайного положения, считает лидер фракции «Нацдвижения» Роман Гоциридзе, для этого «у правительства должна быть готова программа экономической поддержки населения», считает депутат.