Accessibility links

Афгана Мухтарлы освободили как похитили


Афган Мухтарлы
Афган Мухтарлы

Афган Мухтарлы на свободе. Внезапное освобождение азербайджанского журналиста прямо в зале суда с последующей высылкой в Берлин полно загадок. Почему ярому критику азербайджанских властей, которого пришлось похищать в Тбилиси, чтобы доставить в Баку, вдруг предоставили свободу и фактически безопасность?

Азербайджанский журналист и диссидент Афган Мухтарлы, проведший почти три года в бакинской тюрьме, минувшей ночью прибыл в Берлин – последним рейсом из Баку, транзитом через Москву (с 18 марта Азербайджан прекратил авиасообщение со странами высокого эпидемиологического риска). Выйдя из самолета и встретившись с супругой и дочерью, Мухтарлы заявил азербайджанскому ресурсу «Мейдан ТВ» (действует за пределами Азербайджана) – для него внезапное освобождение стало такой же неожиданностью, как и похищение в Тбилиси в мае 2017 года.

«Точно так же, как меня забрали из Тбилиси в Баку, по точно такому же сценарию меня забрали из исправительного учреждения №16 и отправили в Берлин. Тогда, правда, мне надели на голову мешок и отправили в Баку, а сейчас отправили в Берлин с почестями».

Сураханский районный суд города Баку утром 17 марта спешно рассмотрел ходатайство адвокатов Мухтарлы о смягчении наказания. И применил статью 77 Уголовного кодекса Азербайджана, подразумевающую замену неотбытой части наказания более мягким его видом, назначив денежный штраф в размере тысячи манатов (600 долларов США). Журналиста освободили прямо в зале суда, а затем, не мешкая, на автомобиле пенитенциарной службы привезли в аэропорт, где он встретился с сотрудниками посольства Германии. При этом, по словам Мухтарлы, все вопросы, связанные с загранпаспортом, билетом и визой, были решены заранее. Его, считает сам Мухтарлы, попросту депортировали из страны:

«Я бы очень хотел как минимум 10-15 дней остаться в Азербайджане, побыть с семьей, с матерью, повидаться с друзьями, которые три года терпели все мои капризы. У человека за решеткой много капризов, с ним тяжело бывает. Но мне не дали объяснений, почему я не могу остаться в Азербайджане. Видимо, власти не хотят, чтобы я оставался в Азербайджане. Мне это непонятно. Я не являюсь председателем какой-либо крупной партии, я никогда не вел за собой широкие массы. У меня никогда и не было таких амбиций. Видимо, не хотят, чтобы в Азербайджане оставались люди, которые говорят правду».

Впрочем, Мухтарлы, судя по всему, намерен продолжать «говорить правду» теперь уже из Берлина.

Выбор направления депортации неслучаен – осенью прошлого года супруга Мухтарлы Лейла Мустафаева получила в Германии политическое убежище. По ее словам, она была вынуждена обратиться к властям ФРГ после того, как в Грузии на нее начали оказывать давление – она не раз обращалась в прокуратуру и полицию с жалобами на то, что за ней постоянно следят какие-то неизвестные люди, но реакции не последовало.

Роль властей и спецслужб Грузии в истории похищения азербайджанского журналиста в центре Тбилиси средь белого дня до сих пор не ясна. По словам грузинского адвоката Мухтарлы, представителя НПО «42-я статья Конституции» Арчила Чопикашвили, на то, что за преступлением могут стоять представители грузинских силовых структур, указывает сам факт отсутствия результатов расследования похищения журналиста:

«Я с первого дня говорил, что расследование ведется для того, чтобы это дело не было расследовано. Я и сегодня могу сказать, что это расследование до сегодняшнего дня продолжалось для того, чтобы реального расследования не было проведено и это дело не было раскрыто. Все те вопросы, которые были с первого момента, и что рассказывает сам Афган, что его в Тбилиси похитили люди в полицейской форме и без проблем перевезли через грузино-азербайджанскую границу, дает повод заявлять, что это не простое преступление. Формально в Грузии нет факта похищения человека, мы знаем, где этот человек, и преступление не было раскрыто».

Своему досрочному освобождению журналист, по его собственному признанию, в большой степени обязан международному давлению на официальный Баку. В тюрьме Мухтарлы посещали комиссар Совета Европы по правам человека Дунья Миятович и докладчик ПАСЕ Сунна Эварсдоттир. Активную роль в переговорах с азербайджанскими властями также играл МИД Германии. Сам Мухтарлы говорит, что в последнее время отношение к нему изменилось, а тюремное руководство сняло все ограничения – это был знак того, что его освобождение не за горами. А столь поспешные действия журналист связывает с пандемией коронавируса:

«Видимо, спешность решения данного вопроса была связана еще с тем, что с 18 марта между Азербайджаном и Россией прекращалось авиасообщение из-за коронавируса. С Германией и другими странами, откуда я мог бы добраться до ФРГ, авиаперелеты были приостановлены еще раньше. 17 марта были последние рейсы и в Москву», – отметил Мухтарлы.

При этом журналист подчеркнул: никаких условий в обмен на освобождение ему не выдвигалось. Он намерен продолжить журналистские расследования, а также поддерживать демократические преобразования в Азербайджане. Неизменно и желание добиться справедливости в деле о своем похищении.

Адвокат Арчил Чопикашвили считает, что теперь, когда Афган Мухтарлы на свободе и в безопасности, его защита может усилить свои позиции в Страсбургском суде, не опасаясь за его жизнь:

«У Европейского суда будет больше возможностей объективно рассмотреть дело Афгана. В Страсбурге два ответчика: Грузия и Азербайджанская Республика. К обоим государствам у нас есть претензии и иск. В первую очередь похищение в Грузии, в центре Тбилиси, 29 мая 2017 года, и через несколько часов этот человек оказался в Азербайджане, в офисе Пограничной службы. Поэтому ответчиками являются и Грузия, и Азербайджан».

Внезапное освобождение Мухтарлы с последующим выдворением с территории страны – не первый подобный случай в азербайджанских реалиях. Местные правозащитники отмечают, что дело Мухтарлы очень похоже на историю директора Института свободы и безопасности репортеров Эмина Гусейнова. Он 10 месяцев был вынужден скрываться в посольстве Швейцарии в Баку, чтобы избежать ареста по, как утверждается, сфабрикованным обвинениям. В итоге, в июне 2015 года он покинул страну на самолете главы МИД Швейцарии.

При этом власти Азербайджана используют избирательную тактику. Если одних выдворяют, то другим, напротив, запрещают выезд из страны. Ярким примером чему служит дело журналиста-расследователя азербайджанской службы Радио Свобода Хадиджи Исмаиловой, так же, как и Мухтарлы занимавшейся расследованием крупных коррупционных преступлений в высших эшелонах власти.

Таким образом, считают некоторые наблюдатели, азербайджанские власти пытаются не допустить концентрации ярых противников режима в одном месте. И по возможности разобщить их.

XS
SM
MD
LG