Accessibility links

Свободный микрофон для сухумских поэтов


Милана Ломиа читает Бродского
Милана Ломиа читает Бродского

В Сухуме в прошедшую пятницу, 28 февраля, состоялся поэтический вечер. Мероприятие имело формат свободного микрофона, который подразумевает, что любой желающий может представить на суд публики свои стихи. На сцене выступили как уже опытные, так и начинающие абхазские сочинители.

В сегодняшней Абхазии визуальным искусствам уделяется большое внимание: выставки, премьеры спектаклей, кинопросмотры. Но поэзия и проза, как элементы культуры городского пространства, почему-то давно ушли в тень. И если в советское время постоянно издавались литературные журналы, существовали творческие объединения писателей и поэтов и часто проводились литературные встречи, то теперь от этого практически не осталось и следа. Именно поэтому такими важными становятся пусть редкие, но от этого еще более ценные мероприятия, посвященные сочинительству.

Поэтический вечер, который состоялся в Сухуме в центре «Проспект» (открытой при финансовой поддержке ПРООН площадке), собрал несколько десятков любителей словесного искусства.

Свободный микрофон для сухумских поэтов
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:40 0:00
Скачать

Организовал мероприятие художник и по совместительству большой любитель поэзии Омар Агрба. Он рассказал о том, как появилась идея провести поэтический вечер, и какова была его задумка: «Сегодняшнее мероприятие – это просто порыв души. Как-то, знаете, с детства такое воспоминание осталось: было приятно, когда мы с друзьями собирались и тоже нечто подобное устраивали в маленькой компании. И возникла идея попробовать организовать что-то помасштабнее, поинтереснее. Ну и, собственно, концепция зародилась именно так, а потом уже помогло огромное количество людей, которые тоже заинтересовались этим. Хотелось создать формат квартирника – открытой сцены. Но для того, чтобы народ как-то захотел что-то делать, нужно же подкинуть поленья, и была задумана такая идея: сделать основной блок, в котором в рамках организованной программы люди почитают что-то. Русский театр и Архип Лабахуа очень помогли. И потом уже запускать вечер, как он пойдет сам. Собственно, благодаря такому сочетанию и состоялось это мероприятие. Мне кажется, что для первого блина – это вообще ни разу не ком».

Вечер начался со вступительных слов Омара Агрба, который уступил сцену небольшой, подготовленной заранее программе. Две актрисы Государственного русского театра драмы имени Фазиля Искандера, Ирина Делба и Милана Ломиа, завели публику отрывком из «Дон-Жуана» Джорджа Гордона Байрона и «Романсом лжеца» из поэмы-мистерии «Шествие» Иосифа Бродского. Затем выступил художник Архип Лабахуа, который сначала прочел рассказы-воспоминания из детства, а потом показал три зарисовки своего театра марионеток.

По окончании организованной программы мероприятия наступило время свободного микрофона: теперь любой желающий мог выйти на сцену и выступить перед публикой со своими стихами.

В результате выстроилась яркая канва из выступлений молодых абхазских поэтов, говорящих на самые разные темы. Хлесткие строки Сослана Малания призывали задуматься о жизни в красивом, но уже потрепанном Сухуме, Анастасия Джинджолия прочла стих-посвящение своему ушедшему из жизни отцу, а Омела Тамлиани в поэтической форме рассказала об отношении к окружающему ее миру.

23-летний Аслан Зантария поделился с гостями вечера стихотворением, посвященным утрате близкого человека.

«Не ходить без верха – лишь уловка.

На деле глупая.

Мне же казалось, что ловко

Лишний раз не показывать маме, что не лишен воспоминаний.

На плече красовалась татуировка.

На деле давно запланированная,

Реализованная лишь недавно, на память. Теперь так выходит.

Чтобы стать чуть-чуть ближе к папе.

Он похожую носил, не в украшение.

Где-то, наверное, на зоне набил или в армии, наверное, тоже может быть.

Если задуматься, вторичное явление.

Чтобы увидеть его еще раз, достаточно не бриться неделю,

Из зеркала бросить нахмуренный взгляд.

И вот он снова передо мною,

А я перестаю быть собой –

Становлюсь деловитым, подпитым, с начинающейся залысиной,

Жизнью по жизнь побитым,

Без причины обиженный, век свой в тоске доживающий

Настоящий человек…»

Отказавшись как-то комментировать свое произведение, Аслан Зантария зато с удовольствием рассказал о том, что это значит – быть поэтом, и как он сам пришел к рифмовке слов: «У меня сейчас такой эмоциональный фон – ты выходишь, и хочется поделиться, веселое это или грустное. Поэту всегда надо делиться, несмотря на противоречие словам Эдгара Алана По о том, что якобы гении развиваются в одиночестве… Мир не узнал бы о Кафке, если бы его друг, не нарушив запрет писателя, не опубликовал его произведения. И все, кто бы знал Кафку? Никто бы не знал мужика, который превратился в жука… Знаете, большинство, если не все, в какой-то период жизни пишут стихи. Насколько я себя помню, что-то постоянно рифмовал, может, банально и примитивно, но у меня как-то постоянно была внутренняя тяга к слову. Не в последнюю очередь это обусловлено историей моей семьи: они все учителя, были и поэты в нашем роду. И вот посреди этой атмосферы, в какой-то момент, лет шесть назад, когда пубертатный период закончился, а тяга творить не прошла, я, такой, говорю себе: «Все, ты поэт, Аслан! Радуйся или соболезнуй – это уже другое. Ты поэт, живи с этим». Ну, потом пошло, как обычно: ты мучаешься – ты пишешь, тебе хорошо – ты пишешь».

Поэтический вечер, будто машина времени, откинул своих гостей на несколько десятков лет назад, во времена, когда были очень популярными полулегальные собрания почитателей литературы на частных квартирах. Приглушенный свет лампы, тихая музыка, свечи на деревянных столиках и в перерывах между стихотворениями разговоры поэтов со зрителями... Все это сделало вечер очень атмосферным.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG