На днях моя молодая незамужняя родственница с восторгом рассказывала кому-то по телефону, что она внесла тысячу рублей и нашла пятерых новых участников этой игры, остается найти еще троих… Я хотел было дождаться, пока она закончит свое щебетание, чтобы предупредить: не надо заниматься глупостями. Потом, потеряв терпение, решил отвлечь ее от разговора, но вы же представляете, как это непросто сделать, когда девушка стоит, прижав айфон к уху плечом, повернувшись к водопроводной раковине на кухне, моя посуду и ничего вокруг себя не видя и не слыша…
Речь, как вы уже, наверное, догадались, о вторжении на территорию Абхазии очередной эпидемии… нет, не какой-нибудь инфекционной болезни, а то и, прости господи, нового коронавируса, а легкого умопомрачения, связанного с так называемыми финансовыми пирамидами. Поскольку в данном случае фигурируют суммы, несравнимые с теми, что мы помним по громким аферам 90-х с российскими «МММ», «Хопер-инвест» и прочими, то их, наверное, правильней назвать не пирамидами, а пирамидками.
Эта «зараза» стремительно распространилась на прошлой неделе в Абхазии как в речевом варианте, так и в социальных сетях. Последние были забиты призывами пользователей присоединиться к финансовой пирамиде. Там же распространялись схемы перевернутой пирамиды с именами участников.
Многие «игроки» брали на себя функцию пропагандистов и убеждали, что это быстрый и надежный способ «поднять деньги». Участников вносили в специальный список и распределяли по разноцветным столбикам в пирамиде. Почти исключительно это были молодые люди, чаще всего студенты. Как правило, они не успевают услышать, или не прислушиваются к предупреждениям более опытных или просто «соображающих» людей о том, что это в конечном итоге надувательство. Лишь запустивший эту цепочку, или несколько первых ее участников, оказываются с «наваром», остальным придется попрощаться со своими вложениями.
Надо отдать должное абхазским СМИ, которые оперативно выступили с публикациями, в частности, с телесюжетами, предостерегающими от вступления в эту финансовую мини-пирамиду, ибо она скоро рухнет. Запомнилось, например, такое совпадение: я смотрел «краем глаза» по российскому телеканалу «Культура» какую-то познавательную передачу про египетские пирамиды с гробницами фараонов, и тут начались передачи Абхазского телевидения (они у нас вклиниваются несколько раз за день в программу канала «Культура»), где как раз шла речь о другой пирамиде, финансовой, которую начали «строить» в Абхазии.
Вот как рассказывала в одном из СМИ жертва финансовой пирамиды по имени Сария. Сперва она узнала о ней из сторис своих знакомых в Instagram и не обратила внимания на все это, но потом начались рассуждения об этом уже у нее дома. Брат Сарии сказал, что хочет сыграть, и все домашние стали его отговаривать. Сария понимала, что в любом случае кто-то прогорит. Он не послушался и начал играть. Спустя пару дней выяснилось, что он выиграл 19 тысяч 200 рублей. И вот тогда Сария уже задумалась: почему бы немного не подзаработать? И перечислила с российской банковской карты тысячу рублей на банковскую карту, по ее предположениям, «первоисточнику» пирамиды. Реквизиты карты ей прислала невестка... Первый взнос открыл Сарии дорогу в некий чат в WhatsApp, где уже было около 15 участников. Дальше она начала искать источники финансирования – новых участников. И пошла круговерть... Вскоре ей стало понятно, что ее денежки «плакали»… Стало это понятно и моей родственнице, которая потеряла тысячу российских рублей. Но она оптимистка по натуре и потому была довольна – тем, что не потеряла больше.
Собственно, экономисты и предсказывали, что эта «эпидемия» закончится у нас очень быстро. Скажем, в одной пирамиде принимает участие 15 человек. Соответственно, выигрывает в ней один человек, а остальные 14 ждут своей очереди. Предположим, если в Абхазии будет сто победителей, то тогда общая сумма вложенных в пирамиду средств составит 3 миллиона 360 тысяч рублей, а проигравших будет 1400 человек. Пирамида умножается в геометрической прогрессии. Возможно, изначально элементарно был сговор группы лиц, например, первых восьми человек, которые вообще ничего в это не вложили. Их «вложения» заключались только в нарисованных таблицах…
Доктор экономических наук Заур Шалашаа в интервью одному из СМИ рассказал о подобном явлении еще в позднесоветской Абхазии, в конце 80-х. Называлось это «игра по письму». Один человек находил семерых желающих и договаривался об этой игре. Он отправлял им конверты с деньгами – по 100, 50 или 25 рублей, и начинался денежный круговорот. Тогда Шалашаа успел не только вернуть свои деньги, но и получил сверх потраченной суммы, но не всем так повезло…
Вполне можно увязать тот всплеск распространения данного «игрового вируса» с перестроечными изменениями в СССР, когда и впрямь открылись совершенно новые финансовые «окна возможностей». Но вообще подобная схема стара, как мир. Я столкнулся с ней еще намного раньше, во второй половине 70-х, то есть во время «расцвета застоя». Был тогда выпускником факультета журналистики университета в Минске, и бывшая однокурсница прислала мне в Сухум «письмо счастья» с предложением вступить в подобную игру. Не помню даже, какую сумму составлял тогда «взнос» – то ли три рубля, то ли пять… Благо, сосед, которому показал ее письмо, расхохотался и объяснил «на пальцах», что к чему, хотя слова «финансовая пирамида» еще не были в ходу… Да, тогда не было интернета и банковских карт, купюры пересылались в почтовых конвертах, но зато какой был размах: ведь письма эти разлетались от Калининграда до Курил и от Таймыра до Ашхабада…
Сегодня я поговорил о новоявленной финансовой пирамиде в Абхазии с заместителем председателя Сбербанка республики Георгием Абухба, и вот какое мнение о ее особенностях он высказал:
«В условиях Абхазии что происходит? Здесь население маленькое, и все друг друга знают так или иначе. Как говорится, правило трех или пяти рукопожатий… И, соответственно, будет очень много пострадавших и обид на тех, кто вовлек. Вдобавок к этому экономические условия нашей страны таковы, что население у нас небогатое на сегодняшний день. И потеря двух или двух с половиной тысяч рублей, сколько там просят как взнос для участия в этой афере, тоже может сказаться на людях. Что касается самой сути данного предприятия, то, как и любая финансовая пирамида, она оставляет за собой по итогу много пострадавших и мало выигравших. Потому что, как известно, деньги не могут взяться ниоткуда. Закон физики: если куда-то прибывает, значит, откуда-то убывает. Девушки, ребята некоторые выиграли какие-то деньги на этом, но я бы настоятельно рекомендовал воздержаться от участия в подобного рода предприятиях».
Действительно, кое-то выигрывает, это и заманивает остальных игроков: а вдруг и я окажусь среди удачливых. Но, как правило, «кто успел, тот и съел» – это стартовая пятерка, или десятка, или какое-то другое незначительное число участников, все прочие же оказываются просто вовлечены в мошенническую схему. Ведь никто никогда не раскроет «новобранцу», на каком, собственно, этапе он вступает в финансовый поток.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия