В Грузии оценивают первые финансовые потери от коронавируса. По информации Минэкономики, приостановка рейсов в Китай и Иран обошлась перевозчикам в 30 миллионов лари.
В середине февраля Грузия прервала авиасообщение с Китаем, а с недавнего времени грузинское Агентство наземного транспорта приостановило сообщение с Ираном и Италией. По исследованию аналитической компании «Галт энд Таггарт», ежемесячные убытки на иранском направлении составят около 8 миллионов долларов США. 11 000 визитеров из Ирана недосчитается Грузия до восстановления сообщения. На китайском направлении ежемесячные убытки составят примерно 2,5 миллионов долларов, и 4000 гостей из Китая не приедут в Грузию
В случае расширения географии вируса наиболее чувствительный удар будет нанесен по туристическому сектору, который потянет за собой сферу недвижимости, считают аналитики. Ожидается, что продажи недвижимости будут замедляться, в том числе, иностранцам. А это замедлит строительство жилья.
Директор отделения прогнозирования и анализа Тбилисского госуниверситета Вахтанг Чараия считает, что оснований для оптимизма недостаточно:
«Очень сложно выступать с прогнозами, однако, скорее всего, индустрия туризма наиболее пострадает от этого внешнего шока. Каждый месяц Грузию посещают полмиллиона посетителей из соседних стран, что соответствует примерно 40 миллионам долларов США. Нетрудно представить, какие последствия повлечем за собой распространение вируса в эти страны. Однако, с другой стороны, можно компенсировать некоторые из этих потерь. Например, снижение выездного туризма. Только в прошлом году грузинские путешественники за границей потратили 2,1 миллиарда лари, отказ от поездок за границу грузинских туристов частично способствует развитию местного туризма».
«Излишне говорить, что глобальной экономике нанесен чувственный удар», – считает профессор Тбилисского госуниверситета Иосиф Арчвадзе. Спад в международной торговле негативно скажется на доходах граждан, прогнозирует эксперт.
«Ситуация неопределенна. Если вы добавите страны, с которыми фактически прерван товарообмен, Южную Корею, их совокупная доля в товарообороте Грузии составит 14%. К сожалению, у нас нет самодостаточной экономики – к примеру, отрицательный баланс только аграрного производства в прошлом году составил 356 миллионов долларов. Грузии придется приложить немалые усилия, что выйти из ситуации с минимальными потерями».
На этом фоне власти советуют не поддаваться панике и не закупать продовольствие в больших объемах. По словам заместителя главы Минсельхоза Георгия Ханишвили, перспектива голода Грузии не угрожает:
«Продовольственной безопасности ничего не грозит, так как ни одна категория продовольственного импорта не попадала под запрет. Грузия торгует со всеми странами мира, бизнес как никогда мобилизован, чтобы поставки не прекращались ни на минуту».
Отдельно можно рассмотреть перспективу глобального снижения цен на энергоносители. С одной стороны, это выгодно Грузии как стране, полностью зависящей от поставок нефти из-за рубежа. Однако возможный финансовый кризис окажет негативное влияние, так как денежные потоки из России и Азербайджана уменьшатся. Следовательно, общее воздействие может выйти так же отрицательным, как это было в 2015-16 годах, предостерегают эксперты.
Полная картина будет после того, как Министерство экономики и устойчивого развития завершит детальный подсчет влияния распространения коронавируса на экономику Грузии. Подробная информация будет оглашена на ближайшем заседании межведомственного координационного совета, который создан при правительстве.