Сегодня в Национальной библиотеке Абхазии состоялась беседа за «круглым столом», организованная объединением российских соотечественников «Союз русских и казачьих организаций Республики Абхазия» при поддержке посольства России в Абхазии и посвященная развитию российско-абхазского диалога.
В небольшом докладе советника президента Абхазии по науке, культуре и образованию Владимира Зантариа, который открыл и вел «круглый стол», было подчеркнуто, что абхазо-российские отношений зиждятся на прочном фундаменте взаимных интересов, богатом опыте сотрудничества предыдущих поколений в самых разных сферах и нуждаются, разумеется, в углублении.
Вице-президент Республики Абхазия Аслан Барциц в качестве примеров успешного сотрудничества двух стран привел резкое снижение в Абхазии в прошлом году с помощью российских ученых-аграриев популяции сельскохозяйственного вредителя – мраморного клопа, а также такой знаковый факт, как первое посещение за тридцать лет Сухумского морпорта круизным судном «Князь Владимир». Остановился он и на «борьбе за умы»: по его убеждению, анонимы в соцсетях, работающие на западные спецслужбы, целенаправленно занимаются стравливанием людей разных национальностей на Кавказе и воспитанием в них представлений, что во всем «виновата Россия».
На разных аспектах абхазо-российского сотрудничества остановились участники круглого стола вице-спикер абхазского парламента Левон Галустян, а также Олег Юрченко, Гули Кичба, Вадим Мироненко, Галуст Трапизонян, Наталья Каюн, Юрий Ясносокирский и двое гостей из Москвы – депутаты Государственной думы и Федерального собрания РФ.
Один из них – представляющий в Госдуме народ Республики Крым Павел Шперов – в конце своей речи призвал руководство Абхазии признать суверенитет ДНР и ЛНР. Второй, Александр Старовойтов, которого многие телезрители на постсоветском пространстве знают как активного участника ток-шоу на федеральных каналах, отметил, что Абхазия – это его вторая родина, отсюда родом его мама, и много лет в первой половине жизни он провел в доме на бывшей сухумской улице Энгельса. А далее он остановился на следующих проблемах межгосударственного сотрудничества:
«Одним из важных фундаментов экономики, вы это знаете, коллеги, является энергетика. Сейчас, к сожалению, у вас есть совершенно очевидные проблемы в этом вопросе. Основная часть электроэнергии у вас идет со стороны ИнгурГЭС. Учитывая геополитическую составляющую, вы прекрасно знаете, что если не развивать энергетическое направление совместными усилиями, то рано или поздно мы можем оказаться в тупиковой части развития. Развитие малой генерации – это очень дорогостоящий проект, и законодательство ограничивает иностранных инвесторов строить объекты энергетики мощностью свыше пяти мегаватт. Так как они уже будут являться госсобственностью. Безусловно, это потенциальный барьер для инвестиций со стороны России. Я думаю, что наши парламенты должны совместно проработать этот вопрос».
После чего Старовойтов перешел к давно уже обсуждающейся теме приобретения иностранцами недвижимости в Абхазии:
«Вы прекрасно понимаете, что начало строительных процессов – это и подряды, и субподряды, и обслуживание, это рабочие места, дополнительные налоги, это какие-то вливания в экономику Абхазии. Вы также знаете, что есть немало мошеннических схем по приобретению недвижимости в обход законодательства. То есть в любом случае это явление есть. Поэтому мы должны отчетливо подумать, встретившись со всеми политическими силами Абхазии, с представителями всех районов, обсудить начало вот этого процесса. Еще раз подчеркиваю, что процесс этот не раз стоял в повестке диалогов между нашими президентами».
В завершение разговора Аслан Барциц вновь взял слово и сказал:
«Вот здесь Александр Сергеевич уважаемый поставил ряд вопросов. У всех на слуху проблема, которую озвучили, – недвижимости. Мы иногда стесняемся говорить об этой проблеме, иногда делаем вид, что нет этой проблемы. Дорогие друзья, проблема есть. И проблему решают, к сожалению, незаконные, «серые» схемы. И это тоже мы знаем. Ну что, мы будем говорить, что этого нет? Зачем? У меня лично такая позиция. Как пилотный проект выбрать один из районов Абхазии, договориться со всеми политическими силами Абхазии, чтобы не было дешевых спекуляций. Я подчеркиваю: дешевых спекуляций. И посмотреть… Вот военный городок, уважаемые друзья, существует (в Сухуме). Скажите, пожалуйста, вот кому он помешал? Кому помешали его жители, семьи офицеров? Вот этот магазин, супер-маркет «Сухум», который еле-еле душа в теле был, он заработал. Потому что там люди есть. Где люди, там жизнь, это ж понятно. Они не принимают участие в наших выборах, да и не хотят, им это не надо. Что надо гражданину Российской Федерации, который приехал в Абхазию, отработав там на Северах и хочет остаток своих дней, может, лучшие годы своей жизни, провести в Абхазии и иметь здесь недвижимость. Что он хочет? Законно владеть своей недвижимостью, платить налоги, продать, передать по наследству, внукам, детям оставить… Поэтому то, что касается вопросов недвижимости, – есть над чем работать. И давайте работать. Давайте начнем с каких-то реальных шагов. Я готов поддерживать. Но опять же – как врач: «Не навреди». Аккуратно, шаг за шагом».
Александр Старовойтов тоже попросил слова и сказал, что при обсуждении этого вопроса с некоторыми абхазскими парламентариями звучали предложения, что можно было бы такой проект опробовать в Ткуарчале, но у него другое мнение: инвестиции будут скорее вкладывать в столице республики.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия