Отказ «Грузинской мечты» от обещания перейти на полностью пропорциональную систему выборов создал патовую ситуацию. Оппозиция – включая как политические партии, так и протестные общественные движения, которые играют центральную роль в организации массовых протестов, – не может остановиться и просто примириться с тем, что произошло.
Она выставила альтернативные условия в виде так называемой немецкой модели, которая, как и существующая, сочетает элементы пропорциональной и мажоритарной систем, но делает доминантную позицию одной партии маловероятной. Для ее принятия достаточно простого большинства парламента, так что тезис о «бунте мажоритариев» даже в теории не может быть действителен.
Ставки высоки для обеих сторон. Согласно опросам, в честных выборах «Мечта» имеет шанс примерно на треть голосов избирателей или чуть больше. Это поставит ее на первое место по сравнению с другими партиями, но недостаточно для победы по пропорциональной системе. Мажоритарный компонент многое меняет: как показывают все выборы до сегодняшнего дня, когда во второй тур проходят представители «Мечты» и «Национального движения», первые, как правило, выигрывают. Так что у Бидзины Иванишвили и его команды есть прямой политический интерес всеми силами противиться изменению системы.
Оппозиция тоже предполагает, что сохранение системы означает сохранение Иванишвили у власти, по крайней мере, до 2024 года, что ей, естественно, не нравится. Но в данном случае ее партийный интерес совпадает с интересом демократии. До сих Грузия страдала от того, что сменить правительство путем выборов крайне трудно, а даже если смена происходит, победитель полностью монополизирует все рычаги власти. В новой избирательной системе менять власть станет гораздо легче, а монополизировать ее – труднее.
Однако оппозиция не может вывести на улицу достаточно людей, чтобы Иванишвили испугался и принял ее условия. Она компенсирует это упрямством и креативностью. При этом она играет на грани фола, иногда переходя ее и сознательно идя на то, что некоторых активистов время от времени сажают. Цель в том, чтобы постоянно держать власть в напряжении и не допустить того, чтобы политика просто вернулась в нормальное русло.
Но что если «Мечта» так и не пойдет на уступки? Пока нет признаков, что оппозиция откажется от своей тактики. Ее парламентская часть бойкотирует заседания, и ей будет очень трудно вернуться с сохранением лица.
Стратегия власти достаточно прозрачна. Любой политический кризис сегодня лучше, чем поражение через год. Кроме того, она, похоже, считает, что радикализация оппонентов ей на руку – тем самым оппозиция предстает как дестабилизирующая сила и отпугивает молчаливое большинство. Если оппозиция будет продолжать протестовать и в конце концов ничего не добьется, она лишь покажет свою слабость. Представители власти повторяют: оппозиция стоит на улице? Пусть так, там ей и место.
Для соблюдения приличий власти нужен и какой-то аргумент для объяснения своей жесткой позиции. По ее словам, немецкая модель противоречит Конституции. Никто кроме правительственных юристов с этой оценкой не согласен. Но правящая партия не соглашается и послать предложения оппозиции на официальную международную экспертизу.
Кто на самом деле выигрывает в этом противостоянии в долгосрочной перспективе? Или кто теряет от кризиса больше? Пока это невозможно однозначно определить. Но обе стороны исходят из допущения, что происходящее усиливает именно их. Так что все может продолжаться еще долго.
Есть ли выход? Остался один «джокер» – Запад. Традиционно власть демонстрирует полное презрение к оппозиции, но некоторое уважение к мнению западных партнеров. Последние, конечно, дипломатичны, но в последнее время в один голос выражают разочарование поведением «Мечты». Процессы весьма больно ударили по репутации последней, так что она рискует остаться на международном фронте в изоляции (что означало бы попасть в эксклюзивные объятия Путина). Совсем игнорировать мнение Запада она не может.
Именно по настоянию и при посредничестве дипломатического корпуса в субботу прошла встреча между представителями правящей партии и оппозиции. Первая пусть на сантиметры, но уступила – она в принципе допустила, что, хотя классическая «немецкая» модель неконституционна, что-то вроде нее может стать предметом для обсуждения. Это не слишком много, но проблеск надежды появился.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции