В Сухуме прошел круглый стол под названием «Предпринимательство в советский период в Абхазии: уроки для нашего времени». Его участники мечтают о возвращении к тому бурному росту мелкого и среднего бизнеса, который наблюдался тогда в республике.
Вчера только в восемь вечера разошлись по домам участники беседы за круглым столом на тему «Предпринимательство в советский период в Абхазии: уроки для нашего времени», организованной представительством Россотрудничества в РА в лице его руководителя, доктора политических наук Вадима Чехи и старшего референта Бориса Накопия.
В Доме Москвы в Сухуме собралось более двух десятков человек. В основном это были первопроходцы частного предпринимательства в Абхазии в позднесоветский период – в конце 80-х и самом начале 90-х годов прошлого века. Тема этого круглого стола интересна уже хотя бы потому, что он выбивается из привычного ряда подобных встреч, на которых обсуждаются текущие дела. Участников разговора тут, думаю, объединяла ностальгия по временам, когда они были молоды, полны энергии и идей и открывали для себя такие понятия, как бизнес, частная инициатива. (Впрочем, вспоминая былое, они то и дело сворачивали на проблемы сегодняшнего времени, что, наверное, было неизбежно.) И, конечно, состоявшийся разговор способствовал серьезному пополнению наших знаний об этом малоизученном в Абхазии и уже подзабытом явлении, которое вошло в историю как кооперативное движение.
А ведь, по словам одного из лидеров этого движения в Абхазии директора кооператива «Абаза» в конце 80-х, а ныне директора ООО «Димос» Леонида Осия, это был «золотой век» в республике. Леонид Дмитриевич сказал:
«Когда началось кооперативное движение, вы знаете, это был самый большой расцвет экономики Абхазии. Я был в начале 80-х годов начальником РСУ – ремонтно-строительного управления. Потом меня перевели на завод. Мы построили завод. Это было в определенной степени уникальное предприятие – по выпуску углекислотных экстрактов. Вообще, это был первый такой завод в Советском Союзе. Биологически активные вещества мы получали. Новые совершенно технологии. И я вам скажу откровенно: это был самый благотворный период в моей жизни, который я вспоминаю с огромным удовлетворением. Я мог сутками сидеть на работе. Мы сотрудничали практически со всеми НИИ этого направления Советского Союза. Изо всех институтов приезжали к нам разрабатывать новые технологии, потом внедрять эти технологии. Мы работали в основном с косметикой, со всеми парфюмерно-косметическими фабриками советского периода: «Свобода», «Алые паруса», «Уральские самоцветы», «Краснодарский сувенир»... И уже в 89-й, 90-й годы мы выходили на Европу. Французы к нам приезжали, знаменитейшая фабрика... немецкие предприниматели, итальянские. И мы уже начинали сотрудничать. Перед войной я ездил в Германию на подписание контрактов. Самое главное, что был у наших предпринимателей рынок, весь советский рынок. В Советском Союзе в какой магазин, где продавалась бижутерия, ни зайдешь в то время, я уверен, там продавалась сухумская бижутерия. После войны я работал в администрации (главой администрации Сухума) и делал анализ того, какие предприятия у нас остались, и я вам скажу: самое современное оборудование на всех почти предприятиях было. Мы даже во время войны, знаете, мечтали: лишь бы дойти, прийти домой – и мы через два года опять расцветем. Но нас подорвала тогда эта блокада (стран СНГ, введенная в середине 90-х). Все развалилось, и сегодня можно сказать, что у нас практически 90 процентов предприятий стоят разваленные. Главное – спрос был!
– Вот!
– У нас нет рынка сбыта. А вывезти товар сейчас – это настолько тяжело, что...»
В ходе вопросов Леониду Осия и комментариев к его выступлению большинство его активно поддержало. О том, что уровень благосостояния жителей предвоенной Абхазии был весьма высок, свидетельствует красноречивый факт, о котором вспомнил бывший министр юстиции и председатель ЦИКа республики, ныне парламентарий Батал Табагуа: после грузино-абхазской войны было зафиксировано два случая вывоза за пределы Абхазии скрипок Страдивари. Но были и скептически отозвавшиеся о том «золотом веке», как выразился Осия. Предприниматель Абесалом Кварчия, который сам позже увлеченно рассказывал, как начинал в позднесоветские годы свой бизнес в Ткуарчале – «индустриальном центре Абхазии», с явным ехидством заявил:
«Он нам рассказывает, как они эффективно начали грабить государство (смех).
Л. Осия: Ничего подобного. Ничего подобного.
– Ресурсов не было, чтобы вкладывать.
– Ничего подобного абсолютно.
– Они под крышей кооператива легализовывали свою деятельность и грабили государство.
– Ничего не грабили. Мы закупали сырье, платили все налоги. Все как положено было».
К этой полемике участники беседы в расширенном составе возвращались еще не раз. Впрочем, понятно, что у каждого свой опыт, свои воспоминания и представления об этом периоде «первоначального накопления капитала» в позднесоветский период. Такие споры можно услышать на всем постсоветском пространстве. Так или иначе, но все участники встречи, вспоминая о бурном росте предпринимательства, который был прерван войной, послевоенным лихолетьем и международной изоляцией Абхазии, выражали надежду, что те процессы в республике будут возобновлены.
Своими воспоминаниями и мыслями поделились в ходе выступлений Артур Миквабия, который в начале 90-х из второго секретаря Сухумского горкома партии переквалифицировался в президента холдинговой компании, включавшей банк, торговый дом, страховое общество, а несколько лет назад возглавлял правительство Республики Абхазии, а также бывший спикер парламента Абхазии, ранее президент бизнес-клуба «Сухум» Нугзар Ашуба.
Один из лидеров кооперативного движения в Абхазии в послевоенные годы, дважды возглавлявший Министерство экономики республики Константин Тужба поделился историей о том, как в центральной советской газете в конце 80-х прочел заметку, что в Чимкенте открылся первый в стране «кооперативный банк», незамедлительно вылетел из Сухумского аэропорта в этот среднеазиатский город и обнаружил, что туда уже примчалось несколько десятков заинтересовавшихся со всех концов Союза.
Гости из России, полковники полиции в отставке Игорь Панкратов и Алексей Логунков, бывший старший уполномоченный ОБХСС МВД Абхазской АССР Рауль Харчилава говорили об опыте борьбы с организованной преступностью, которая, увы, очень часто присасывалась к нарождавшемуся бизнесу.
Автор этих строк, затесавшийся в число выступающих, рассказал о том, как освещали кооперативное движение СМИ Абхазии, как оно воспринималось общественностью, и продемонстрировал любопытное издание – брошюру, напечатанную в 1990 году ротапринтным способом, где были приведены все, около пятисот, кооперативов Сухума на 1 января того года с их названиями, родом деятельности и адресами.
Несколько раз выступавшая в ходе встречи гостья из России – доктор политических наук, руководитель общественного движения «Евразийский народный союз», член экспертного совета при Россотрудничестве Татьяна Полоскова сообщила, в частности, что снимается документальный фильм о кооперативном движении в СССР и в ближайшее время его съемочная группа приедет в Абхазию, чтобы пообщаться с некоторыми местными яркими лидерами этого движения.
По итогам круглого стола были приняты рекомендации для формирования современной экономической политики постсоветских государств по поддержке малого и среднего бизнеса.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия