Вчера, в воскресенье 10 ноября, отмечался Всемирный день науки за мир и развитие, или проще – Всемирный день науки (World Science Day). Его цель – повысить осознание общественностью во всем мире пользы науки, а также напомнить международному сообществу о необходимости использования научно-технических достижений в интересах мира и развития на благо цивилизации. ЮНЕСКО официально учредила Всемирный день науки, провозгласив его на общей конференции в 2001 году.
Если говорить об ученых Абхазии, то тут обычно на слуху имена гуманитариев: неслучайно ведь самый крупный НИИ республики – это Абхазский институт гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа, который до распада СССР назывался Абхазским институтом языка, литературы и истории. И большинство в Академии наук Абхазии (АНА), учрежденной в 1997 году, составляют именно они. Но сегодня хочу остановиться на некоторых достижениях абхазских ученых, работающих в сфере естественных наук.
Первое имя, которое тут обязательно приходит на ум, – это ректор Абхазского госуниверситета Алеко Алексеевич Гварамия, алгебраист, действительный член Абхазской и Российской академий наук, почетный профессор МГУ имени Михаила Ломоносова, член Оксфордского академического союза и других организаций, академик РАЕН. Более тридцати лет назад он защитил докторскую диссертацию на тему «Аксиоматизируемые классы квазигрупп и многосортная универсальная алгебра» в Институте математики Академии наук СССР в Новосибирске.
В качестве «советского наследия» в Абхазии остались два известных далеко за ее пределами НИИ естественнонаучной направленности. Один из них – созданный после Великой Отечественной войны Сухумский физико-технического институт, где когда-то в обстановке строжайшей секретности советские и немецкие физики работали над созданием ядерного оружия. Среди достижений последних лет в СФТИ, которым сейчас руководит Анатолий Марколия, – новая технология извлечения эфирных масел из растений с помощью сверхвысокочастотного излучения. Эти масла – эвкалиптовое, лавровое и гераневое – используются в парфюмерии, пищевой промышленности и медицине.
Научно-исследовательский институт экспериментальной патологии и терапии АНА, при котором функционирует знаменитый обезьяний питомник и которым руководит Зураб Миквабия, разработал в течение пяти лет и представил в 2017 году новую вакцину против коклюша. Исследования проводились на обезьянах, после этого препарат был принят Минздравом России, и сейчас вакцина испытывается на людях. Тот же институт работает над созданием средства для продления молодости – гормона дегидроэпиандростерон (ДГЭА). Сейчас продолжается испытание препарата на обезьянах. Ученые вводили гормон обезьянам, которые по человеческим меркам находятся в пожилом возрасте, и через определенное время отметили повышение их оперативной памяти, выработки условных рефлексов. А весной 2019 года здесь начали выращивать пресноводную водоросль хлореллу, которая очищает водоемы, способствует развитию растений и животных. Инициаторами этого проекта стали сочинские ученые Анна Туманова и Татьяна Горбунова. Очень большие перспективы использования хлореллы возникают в деле очистки большого рукотворного озера в сухумском микрорайоне Маяк, у которого вплоть до этого года функционировала и разрасталась городская мусорная свалка.
А вот Расима Камлия можно назвать сегодня ученым-одиночкой. Выходец из села Лыхны, выпускник Московского института электронного машиностроения, кандидат технических наук, до 2006 года работал в Сухумском физико-техническом институте. Доцент Абхазского госуниверситета, является автором 25 научных работ, опубликованных в журналах Академии наук РФ, в том числе, семи изобретений, на которые получены авторские свидетельства. Несколько лет назад он представил ученому миру свое доказательство теоремы Пьера Ферма. Затем его доклад «Единство материи и антиматерии» произвел большое впечатление на участников проходившего в Анапе международного научного конгресса, и по предложению проректора Кубанского медицинского института Радия Сычева работы Расима Камлия были выдвинуты конгрессом на Нобелевскую премии в области физики, правда, безуспешно.
А в прошлом месяце я увидел в «Фейсбуке» фотографии Расима Камлия на фоне Биг-Бена и других достопримечательностей английской столицы и информацию о том, что он участвует там в научной конференции. Естественно, заинтересовался, и вот на днях мы встретились. Камлия, прежде всего, рассказал о своей недавней публикации в международном научном журнале:
«Мировая наука» – общеевропейский журнал. В Польше офис у них. Вот этот журнал. Вот здесь опубликованы две мои статьи. Когда приняли – ну, думаю, это очень хорошо. Попытался очередной доклад сделать на конференции, потому что живое общение с коллегами заменить ничем нельзя. И решил на конференцию в Лондоне подать тезисы. «Пять последних работ ваших». Позже послал. Краткую биографию… И тогда они персональное приглашение мне прислали. 14-15 октября, два дня, в Лондоне проходила конференция. Когда приехал, напечатанные тезисы тут же вручили. Но еще до поездки туда один американский журнал прислал письмо: «Просим Вас полное содержание прислать, мы хотим опубликовать. То есть по тезисам, которые рассылаются…
– А тема доклада какая?
– Тема доклада вот: «Исследование сильного взаимодействия нейтронов и дейтронов». Вот письмо, которое они мне написали. А уже после того, как сделал доклад в Лондоне и вернулся, второй журнал американский пишет, «Химия и фармацевтические исследования». Ну, это несколько не по нашему профилю, но они, прочитав тезисы, суть уловили, видимо, и такую заинтересованность проявили».
О своем участии в конференции Расим Камлия рассказал так:
«Конференция очень представительная была. Участников количественно немного, но представляли Японию, Монголию, Швецию, Францию… Из России два человека было. И я один из Абхазии приехал.
– Как представляли?
– «Абхазский государственный университет». Раньше от нас никто, по-моему, и не ездил по физике.
– Доклады были на разных языках с переводом?
– Да, с переводом. Я сделал короткое выступление, не сам доклад, который изложен на 6-7 страницах. Переводчик читал на английском, а я показывал слайды. Вот так выкрутился. Один из участников конференции потом подошел и говорит: «Самому Богу было угодно, чтобы мы с вами встретились». Причем на русском языке разговаривал. Что, как? Я говорит, все ваши работы читал и еще напишу о них отзыв.
– И кто он такой оказался?
– Физик, математик. Из Монголии. И говорит: считайте, что уже получили приглашение на конференцию в Италии в мае будущего года. Я – член оргкомитета этой конференции. Там очень солидная будет конференция». Я говорю: «Хорошо, спасибо». Как можно отказываться от такого?»
Уже после этой нашей беседы Расим Аркадьевич сообщил мне, что получил приглашение на еще одну научную конференцию – в Испанию.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия