Президент Нацбанка Грузии Коба Гвенетадзе заявил, что используются все возможности для обуздания инфляции. Между тем, по данным Грузстата, реальный уровень инфляции (6,9%) более чем в два раза превысил целевой показатель в 3%.
В доказательство активности Нацбанка Коба Гвенетадзе привел несколько последних решений:
«Контроль за инфляцией является главной обязанностью Нацбанка. Что касается ситуации на сегодня: как известно, мы сделали последовательные шаги для обуздания инфляции в долгосрочной перспективе, после чего начнется стабилизация. Мы ужесточили монетарную политику и снизили минимальные требования к резервам для коммерческих банков, что сняло дополнительное давление на лари».
Напомним, 17 октября Нацбанк задействовал один из инструментов удержания курса лари – до 5% снизив минимальные резервные валютные обязательства коммерческих банков, увеличив тем самым долларовое предложение на рынке. Также за последние два месяца с 6,5% до 8,5% была поднята процентная ставка для финансовых институтов. Как пояснил Гвенетадзе, это означает, что стоимость кредитов, предоставляемых финансовым регулятором банкам, возросла, что, по идее, должно укрепить курс лари.
Помогло это не очень, и хотя на протяжении последних дней обесценение лари несколько замедлилось, цены на продукты первой необходимости перманентно растут. По данным Грузстата, уровень годовой инфляции в октябре составил 6.9%. Годовую инфляцию в основном подстегнул рост цен на продукты и безалкогольные напитки – в среднем они подорожали на 13,5%. В частности, овощи и бахчевые выросли в цене на 12,4%, фрукты и виноград – на 26,9%, молоко, сыр и яйца – на 16,0%, мясо и мясные продукты – на 14,7%, сахар, джемы и другие сладости – на 13,7%, хлеб и хлебопродукты – на 11,0%, рыба – на 15,8%. Цены на табачные изделия выросли на 26,8%, на алкогольные напитки – на 3,0%.
По словам экономиста, профессора Университета Европы Гочи Тутберидзе, причины нынешнего витка инфляции немного отличаются от того, что было прежде. Улучшение макроэкономических показателей и внешнеторгового баланса никак не отразились на благосостоянии людей. Обусловлено это в первую очередь политикой и лишь потом экономикой, говорит Гоча Тутберидзе:
«Дело в катастрофическом снижении притока инвестиций из-за рубежа. Нацбанк мог принять превентивные меры, но принял их с существенным опозданием, когда подешевевший лари привел к серьезному скачку цен. Тогда Нацбанк объяснял свою медлительность тем, что задействование вышеупомянутых сдерживающих инфляцию механизмов привело бы к серьезному замедлению экономического роста. В итоге эти меры все равно пришлось принять, но инфляция уже успела набрать темп».
В этот раз ответственность Гоча Тутберидзе целиком возложил на власти, которые в угоду политическим интересам пожертвовали экономикой и благополучием граждан, продолжал эксперт:
«Когда мы говорим о снижении притока инвестиций, которые являются одним из основных элементов поступления валюты в страну, нельзя не сказать о «заслуге» правительства в этом вопросе. С одной стороны, гонения на банк ТВС, а с другой – на инвесторов глубоководного порта Анаклия серьезно подорвало инвестиционную среду. Добавьте к этому безудержный рост бюрократического аппарата, который требует колоссальных финансовых ресурсов, и мы получим картину, при которой уровень инфляции выглядит вполне закономерным».
Бизнес-омбудсмен Ираклий Леквинадзе тоже видит проблему в дефиците инвестиций. «Рост инвестиционной активности должен стать залогом поступления валютных резервов в страну, что снимет вопрос избыточного давления на лари», – сказал он журналистам.
Между тем доклад экспертов МВФ лишь усилил скепсис специалистов. Согласно ему, прогноз годового уровня инфляции в Грузии повышен с 5,4% до 7,2%.