Сегодня в офисе Ассоциации работников СМИ Республики Абхазия состоялась пресс-конференция депутата абхазского парламента, председателя парламентского комитета по бюджету, кредитным организациям, налогам и финансам Натали Смыр. Темой был принятый на заседании сессии парламента 31 октября в первом чтении проект закона о внесении поправок в закон об НДС.
Никого в журналистском сообществе Абхазии не удивило, что для пресс-конференции избрана столь, казалось бы, «скучная» тема. Дело в том, что страсти вокруг так называемого ввозного налога на добавленную стоимость кипят у нас в республике вот уже больше трех лет, начиная с 2016 года, когда он был введен; доходило даже до манифестаций у комплекса правительственных зданий с протестами предпринимателей против принятых слишком завышенных, на их взгляд, ставок налога.
И вот инициаторы нововведений (в рабочую группу вместе со Смыр входило четыре человека) предложили схему взимания ввозного НДС, которая призвана не повысить, а понизить налоговое бремя на предпринимателей, которые его были вынуждены в основном нести, перераспределить его, сделать более справедливым. Но, как сказала Натали Викторовна еще до начала пресс-конференции в неофициальной обстановке, у многих агрессия явно доминирует над способностью вникать в существующие проблемы, и в последние дни ей пришлось прочесть в «Фейсбуке» уйму некомпетентных суждений тех, кто воспринял их предложения в штыки.
Натали Смыр рассказала о сути поправок в закон:
«Представленный законопроект направлен на совершенствование механизма применения Закона РА «Об НДС» и предусматривает установление отсрочек таможенных платежей сроком до двух месяцев, внедрение механизма вычета сумм НДС, предъявленных налогоплательщику при приобретении товара (работ, услуг) на территории Абхазии в случае их порчи, утраты, чрезвычайных ситуаций».
Новые поправки к закону предлагают дифференцированный подход в учете ставок НДС, посредством внедрения ставок 0%, 3%, 7% и 10%. Так, ставка 0% НДС распространяется на товары, которые входят в потребительскую корзину граждан Абхазии. Туристический бизнес, связь и торговля горюче-смазочными материалами будут облагаться НДС в размере 10%.
Натали Смыр отметила:
«Наш закон об НДС в основном синхронизирован с российским и с принятым в странах ЕВРАЗЭС. Если вы помните, у нас были пошлины, потом пошлины были отменены. А ввозной НДС заменил нам пошлины при пересечении границы. В России существуют три ставки этого НДС: 0, 10, 20».
Смыр сказала, что ввозной НДС собирается сейчас в сумме порядка 900 млн рублей, внутренний – около 400 млн рублей. Таким образом, в бюджет поступает 1300 млн рублей собственного дохода, что составляет 1/3 всех собственных доходов государства. Убрать НДС полностью – это лишить бюджет значительной части доходов.
Парламентарий отметила, что эффективность действия закона об НДС для госбюджета во многом снижается тем, что из перечня подлежащих ему товаров слишком многое после его принятия начинает вычеркиваться:
«Вот вы не представляете: огромный перечень товаров, выведенный из-под НДС.
– Это постановлением кабмина?
– Да, все это – постановлением кабмина. Я листаю, и вы поверьте мне, какое количество товаров выведено из-под НДС...
– Извините, и сколько это примерно получается в процентах к общему объему товаров?
– Знаете, к великому своему, может, стыду, или... но я не знаю в процентном отношении. Но я просто могу сказать... просто зачитаю перечень. А когда мы говорим: давайте вернемся к старому НДС, давайте вспомним, тогда плательщиками были все абсолютно. Ну, это был внутренний НДС, и платили его все. И не платилось всего за десять, максимум пятнадцать наименований. Сейчас этот перечень... Я могу вам любой лист вытащить... Это сырье, это высокотехнологическое оборудование, лекарственные препараты, медицинское оборудование. Раньше аптеки платили НДС, а сейчас аптеки не платят. Мы не настолько богатое государство, чтобы позволить себе вывести все из НДС. И я скажу еще о лоббистских списках, они же тоже существуют, лоббистские списки».
«Я никогда не соглашусь с тем, – заявила она, – что мраморное мясо и дорогие сыры являются продуктами первой необходимости и их надо освобождать от ввозного НДС».
Смыр привела в пример и завоз хлебобулочных изделий. Нужно защищать отечественного производителя, который, кстати, выпекает зачастую очень неплохой хлеб, в том числе и ввозным НДС.
«Ничего страшного не случится, если покупатель, желающий приобрести какой-то особенный сорт хлеба, ввозимый из Сочи, заплатит определенную надбавку, – сказала она. – Если вы раньше платили 30 рублей, то с НДС 3%, хлеб будет стоить около 31 рубля».
По словам инициатора законопроекта, нововведения не приведут к удорожанию товаров. Сейчас же сложилась ситуация, когда небольшая часть предпринимателей платит за всех.
«В этом нет социальной справедливости. Налоги призваны быть социально справедливыми, каждый должен платить свою долю налогов», – считает депутат.
Натали Смыр считает также, что давно созрела необходимость создать стране антимонопольный комитет, который будет заниматься регулированием цен и контролем за ними.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия