Вчера в московской «Независимой газете» была опубликована любопытная статья Ольги Соловьевой «Россия становится поставщиком рабочей силы» с подзаголовком «Жители РФ получают все больше средств от работающих за границей родственников». Причем публикация эта вряд ли попалась бы мне на глаза, если б в тексте ее не фигурировала Абхазия...
Сама статья, собственно, вот о чем. Еще до недавнего времени, говорит, опираясь на данные Центробанка, автор, Россия была в числе лидеров по объемам отправки денежных средств за рубеж, однако теперь тенденция, похоже, меняется. Россия становится активным получателем средств от граждан, проживающих за рубежом. А работа в РФ – это теперь явно менее выгодное занятие, чем в Европе или Китае, где средние заработки выше российских. За последний год переводы физических лиц в Россию выросли на 20%, тогда как переводы денег из РФ сократились на 20%. К примеру, Национальный банк Грузии отчитался, что по итогам августа объем денежных переводов из РФ в Грузию составил 35,46 млн долларов, что на 14,5% меньше, чем за этот же период прошлого года. В целом же с начала года денежных переводов из РФ в Грузию поступило на 9% меньше, чем за аналогичный период 2018 года. А из Италии в Грузию за тот же август было отправлено около 20,57 млн долларов, что 25,6% больше, чем годом ранее. Лидируют по переводам в Грузию такие государства, как США, Греция, Израиль и Турция.
При сохранении таких тенденций, тревожится автор статьи в «НГ», Россия в будущем имеет все шансы превратиться в нетто-экспортера рабочей силы вроде современной Молдавии или Украины. Думаю, впрочем, до такого не дойдет... Меня же, по понятным причинам, особенно заинтересовал тот абзац статьи, где приводились данные российского Центробанка о росте поступлений из-за рубежа. Так, объем трансграничных перечислений физлицам РФ через системы денежных переводов в первом полугодии 2019 года вырос до 1,579 млрд долларов, это по сравнению с аналогичным периодом 2018 года – на 274 млн долларов или на 21% больше. В лидерах по росту переводов оказались Латвия, Великобритания, США и, как ни удивительно, Абхазия. А именно: за полугодие объемы переводов из Великобритании увеличились на 155 млн долларов (в 12 раз), из Латвии – на 146 млн (в 27 раз), из США – на 76 млн (в два раза), из Абхазии – на 21 млн долларов (в три раза).
Нетрудно подсчитать, что в три раза – это означает: с примерно 10 с небольшим млн долларов переводы из Абхазии в Россию увеличились до 30 с лишним млн долларов. Но откуда такие колоссальные суммы для маленькой Абхазии с ее экономикой, находящейся в зачаточном состоянии? Тем более что понятие «гастарбайтеры» в Абхазии прочно связано с гражданами Узбекистана, которые являются лидерами по денежным переводам в свою страну и из России (скажем, только по итогам первого квартала этого года из РФ в Узбекистан было направлено 483 млн долларов).
Если же говорить о «гастарбайтерах» в Абхазии – жителях России, то тут в голову приходят приезжающие подзаработать на сборе мандаринов, но в данном случае сезон работ приходится на четвертый квартал года, а никак не на первое полугодие, а главное – на сборе цитрусовых столько заработать совершенно невозможно.
Сразу скажу: с представителями каких бы структур в Абхазии я сегодня на эту тему ни разговаривал – миграционной службы, банковской сферы и т.д., – все они были крайне удивлены. Некоторые даже начинали высказывать предположения, что это какая-то ошибка, а то и «провокация» в СМИ... Другие делились своими предположениями. Прежде всего, не надо, говорили они, связывать возможные денежные переводы только с работой «гастарбайтеров». В России учится немало студентов из Абхазии, семьи которых материально их поддерживают. Один из собеседников вспомнил также в качестве примера эпизод со своей родственницей, которая занимается бизнесом и которой недавно пришлось отправлять переводом солидную сумму денег для закупки товара в Ставропольском крае.
Если говорить исключительно о «гастарбайтерах», то, по собранной мной информации, в настоящее время их в Абхазии около 3400. Цифра эта – колеблющаяся. В прошлом году было примерно на 700 меньше. Зато в годы строительного бума, когда в Абхазию бурным потоком шла российская финансовая помощь – 2011-2013 гг., – количество иностранных рабочих здесь достигало 25-30 тысяч.
По представительству стран лидируют, как уже было сказано, узбеки, свыше сорока процентов, занятые, как правило, на уборке города и не на самых квалифицированных строительных работах (а вот таджиков приезжает очень мало). На втором месте по численности идут граждане Республики Армения, специализирующиеся на строительных работах. Работает в Абхазии (на строительстве отеля близ Красного моста в Сухуме, в Гагре, в овощеводческих теплицах в селе Адзюбжа) и около 250 граждан Корейской Народно-Демократической Республики. Корейцы отличаются высоким качеством работ и дисциплиной, почти что военной. Многим со стороны они кажутся «биороботами».
Кстати, несколько лет назад случилось в Абхазии настоящее «нашествие» студентов из самых разных африканских стран. Они учились в вузах России, но из-за того, что в какой-то момент по каким-то пограничным правилам им надо было выехать из РФ и снова заехать, оказались в Абхазии и «застряли» в ней. Некоторые – до сих пор.
Около шестидесяти трудовых мигрантов за эти годы создали семьи с местными жителями и жительницами.
Если же вернуться к загадке «несусветной» суммы долларовых переводов из Абхазии в Россию, то родилась сегодня во время обсуждения этой темы и такая экзотическая версия. В последние годы успешно работают три магазина беспошлинной торговли на абхазско-российской границе на Псоу. Я, в частности, неоднократно рассказывал в СМИ о так называемых алкотуристах из сочинского региона, регулярно пересекающих эту границу в поисках «зеленого змия» по сходной цене. Но, поскольку магазины расположены на абхазской территории, выручка переводами регулярно поступает, по-видимому, в РФ. Или же это капля в море? А может, налажены какие-то другие коммерческие схемы, в других сферах?
Лишь незадолго до отправки этого материала в редакцию мне удалось связаться с председателем Национального банка Абхазии Бесланом Барателиа и поинтересоваться его мнением. Как мне показалось, его названная цифра не очень удивила. И он тоже не стал связывать ее с «гастарбайтерами», а заговорил о том, что часто, к примеру, таким образом родители пополняют банковские карты своих чад, находящихся в России.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия