Грузинская власть теряет популярность. 60 процентов опрошенных социологами Национально-демократического института поставили правительству неуд. Президентом недовольны 40 процентов, столько же недовольны парламентом.
Глава тбилисского представительства NDI Лора Торнтон представила сегодня политическую часть исследования.
Оценки работы парламента оказались самыми негативными с 2012 года. Тогда работу законодательного органа «плохо» оценивали 14% респондентов, сейчас таких 42%. Положительную оценку выставили только 8% опрошенных, остальные оценили депутатов «средне» – 39%.
Мэр Тбилиси Каха Каладзе лидирует в рейтинге представителей власти: 44% положительно оценили его деятельность на этом посту, 37% – «средне», а 15% – негативно.
Что касается президента Саломе Зурабишвили, только 12% опрошенных оценили ее работу «хорошо», 36% оценивают ее деятельность «средне», 40% – «плохо».
В партийном зачете – притом, что 45% не доверяют ни одной политической силе, – «Грузинская мечта» получила 19%, «Нацдвижение» – 9%, «Альянс патриотов» и «Европейская Грузия» – по 4%. Не определились с выбором 26% опрошенных.
В оппозиции считают, что итоги опроса подтвердили эрозию власти. При этом, по мнению представителя «Нацдвижения» Заала Удумашвили, у оппозиции тоже есть поводы задуматься:
«Рост количества неопределившихся избирателей работает против «Грузинской мечты», при этом рейтинг правящей партии находится на рекордно низкой высоте. Это означает, что народ отвернулся от них. В этих условиях нашей задачей является усиление работы с избирателями и убеждение их в том, что их голоса становятся решающими».
Схожей точкой зрения поделился член политсовета «Европейской Грузии» Серги Капанадзе:
«Люди настроены против «Мечты», степень недоверия к институтам власти очень высок, и люди считают, что страна развивается в неправильном направлении. Недовольство экономическим развитием и «ночь Гаврилова» ухудшили и без того шаткие позиции власти. Наша задача состоит в том, чтобы преодолеть скептицизм людей по отношению к выборам. Только так мы сможем сменить режим Иванишвили».
Как обычно, в правящей партии не верят в объективность опроса, о чем заявили большинство лидеров и министров «Грузинской мечты». Исключением является мэр столицы Каха Каладзе, который выразил недоверие только одной части опроса:
«Начиная с 2012 года, мы можем поднять любое их исследование и сверить его с последующими событиями, поэтому я не склонен верить политической части опроса. Для меня наиболее важным критерием является отношением людей к мэрии».
По словам политолога Гии Хухашвили, власти считаются с результатами опроса, несмотря на его декларативное неприятие.
«Назначение Георгия Гахария на пост премьера говорит о недовольстве Бидзины Иванишвили работой правительства. Ему не нужны люди, которые консолидируют общество, напротив, ему нужен антигерой, который максимально поляризует настроения людей. Необходимо понимать, что властям не нужны альтернативные политические центры, они хотят без конца манипулировать страшилками времен «Нацдвижения». А это означает, что грядущая избирательная кампания пройдет на фоне усиления дрязг и противостояния».
А по словам политолога, бывшего советника президента Вано Мачавариани, недоверие властей к результатам опроса вполне объяснимо:
«Это сигнал для правящей партии, что на будущих выборах они не наберут голоса, необходимые для самостоятельного формирования правительства. Сложно представить другой расклад, когда работой правительства недовольно 60% опрошенных, а рейтинг правящей силы не дотягивает до 20%. В это же время это говорит о необходимости активизации оппозиции, так как всем ясно, что правящая партия не в состоянии решать насущные задачи и отвечать на вызовы, стоящие перед страной».
Опрос был проведен в середине июля в масштабах всей Грузии. По этой причине рейтинг не учитывает результатов работы кабмина Георгия Гахария, а также не учитывает появления новой политической силы Мамуки Хазарадзе.