Неутешительные прогнозы для грузинской демократии делают многие местные наблюдатели после новых назначений в правительстве Грузии. Для оппонентов власти представленный на пост премьера пока еще действующий министр ВД Георгий Гахария – пророссийский политик. Не в восторге многие и от того, что министром обороны станет бывший премьер-министр Ираклий Гарибашвили.
Вдвойне оскорбленными почувствовали себя сегодня в Грузии те, кто возмущался по поводу выдвижения на пост премьер-министра Георгия Гахария. Его отставки более двух месяцев требуют участники акции протеста «Стыдно» из-за того, что ведомство Гахария допустило визит в Тбилиси российского депутата Сергея Гаврилова, а потом жесткими мерами разогнало участников акции протеста против прибытия Гаврилова в парламент Грузии. Масла в огонь грузинских внутриполитических страстей подлил сегодня сам Сергей Гаврилов. Он ждет от будущего премьер-министра Гахария восстановления грузино-российских отношений.
«Будущему главе грузинского правительства, независимому от президента Грузии, хватит мужества выйти на откровенные переговоры с Россией с целью восстановления сотрудничества», – эти слова российского депутата сегодня цитировали все грузинские СМИ.
«У меня просьба: не будем делать слишком актуальными заявления одного из депутатов Российской Думы, который нам всем очень плохо запомнился», – сказал бывший спикер парламента, а теперь один из депутатов правящей «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе.
Ираклию Кобахидзе сегодня больнее всего вспоминать о Гаврилове. Ведь именно он поплатился креслом спикера парламента и дальнейшей карьерой из-за российского депутата, который занял это кресло во время проходящей в Тбилиси в здании высшего законодательного органа Межпарламентской ассамблеи православия. Тогда страну охватил грандиозный скандал. Еще бы! Кресло второго по Конституции лица в государстве – председателя парламента – занял депутат из России, страны, которая признала независимость де-факто республик – Абхазии и Южной Осетии.
Сам Гахария сегодня не стал комментировать слова Гаврилова.
«Гаврилов... вот сейчас, сегодня вообще меня не интересует», – говорил в конце июня Георгий Гахария, когда стало известно, что Гаврилов снова хочет приехать в Грузию. «Не впущу, не впустим», – министр МВД тогда был краток.
Но утихшие за лето страсти сегодня начали набирать силу. Вновь вспомнили о том, что Георгий Гахария – выпускник МГУ, имевший успешный бизнес в РФ, став министром внутренних дел, не только беспощадно разогнал антиоккупационную демонстрацию, но и применил силу против жителей Панкиси, не желающих строительства ГЭС в ущелье. Вспомнили и о том, что годом ранее он организовал спецоперацию в ночных клубах и заставил тысячи молодых людей выйти на улицы в знак протеста.
Назначение премьер-министром человека, замешанного в таких скандалах, многие встретили яростной критикой. Среди них и специалист по международным вопросам, старший исследователь Фонда им. Рондели Георгий Бадридзе:
«Я не знаю, под каким названием войдет в историю Грузии этот период правления «Грузинской мечты». Не исключаю, что кто-нибудь новый кабинет министров назовет «кабинетом Гаврилова»: как Гаврилова усадили в кресло (спикера парламента), так «Грузинская мечта» посадила Гаврилова на нашу голову. Видимо, кто-то убедил батони Бидзину, что сейчас он должен быть особенно жестким с населением Грузии. Он, видимо, критически настроенное против него море людей не считает своим народом и готовится с ним воевать не на жизнь, а насмерть, и кульминацией ему представляется победа на парламентских выборах в 2020-м».
По словам Бадридзе, он никогда не верил, что Иванишвили и его команда «Грузинской мечты» искренни в своих прозападных заявлениях, с учетом того, что за семь лет правления Иванишвили постепенно прекращает сотрудничество в своем правительстве с теми политиками, которые отличались своими прочными западноевропейскими взглядами и заявлениями.
Такими политиками грузинские наблюдатели считают и теперь уже бывшего министра обороны Левана Изория. Его сменит вернувшийся в политику весной бывший премьер-министр Ираклий Гарибашвили. Теона Акубардия, специалист по вопросам безопасности и соучредитель Центра стратегического анализа, опасается, что с приходом Гарибашвили в Минобороны в армии многое изменится:
«Изория противился утверждениям, что в августовской войне виновна Грузия. И это – несмотря на то, что за последнее время такой посыл был так называемым мессидж-боксом «Грузинской мечты». Когда главнокомандующий страны, президент Саломе Зурабишвили говорила о том, что американские военные базы могут нести опасность Грузии и вызывать раздражение России, Изория резко опроверг такое заявление и сказал, что американские базы в Грузии могли бы стать для страны гарантом безопасности. Как поведет себя сейчас Гарибашвили – не ясно. Он выделяется своими реваншистскими заявлениями, особенно против «Нацдвижения», когда говорит о российско-грузинской войне. Августовская война же – очень чувствительная тема для солдат, которые воевали за территориальную целостность Грузии. Да, Гарибашвили разбирается в вопросах безопасности, но, если он не сменит свою риторику, – это как минимум создаст неловкую ситуацию в отношениях между армией и министром».
Гахария, Гарибашвили и Гомелаури (министр МВД) – из близкого окружения Бидзины Иванишвили и зарекомендовали себя как политики, следующие правилу «не раздражать заявлениями Россию». Ника Читадзе, политолог, профессор Черноморского университета, не ждет, что с новым премьер-министром власти перестанут заявлять о стремлении Грузии интегрироваться в ЕС и НАТО, однако эти заявления будут пустой формальностью, говорит он:
«К сожалению, страна все больше приближается к России, привязывается к ее экономике. К примеру, за прошлый год грузинский экспорт в РФ только в первом полугодии вырос на 28%. А зависимость от российского рынка несет за собой и политическую зависимость Грузии от России».
И все же грузинские наблюдатели резкой смены внешнеполитического курса Грузии не ожидают, полагаясь на то, что по всем последним социологическим опросам грузинское население больше симпатизирует политике Брюсселя, чем Москвы.