На пропускном пункте «Раздахан» в Ленингоре сегодня выстроилась почти километровая очередь в сторону Грузии. Выезжающие были напуганы распространившейся в выходные информацией о том, что с 3 августа граница якобы закроется навсегда.
По Ленингорскому району в выходные дни распространилась информация, будто бы в селения Ахмаджи, Раздахан, Ларгвис и даже в отдаленное от границы селение Цхават заходили люди в военной форме. Якобы они говорили местным жителям, что 3 сентября граница с Грузией закроется навсегда, поэтому те, кто не намерен остаться в республике, должны успеть выехать до этого времени.
Одни сельчане якобы идентифицировали их как пограничников, другие называли их просто военными или мужчинами в военной форме.
Примечательно, говорит гражданская активистка Тамара Меаракишвили, что в Ленингоре этих военных никто не видел. Ее попытки найти хотя бы одного человека, который лично говорил с «пограничниками», также успехом не увенчались. Она просила тех, кто пересказывал эти истории, назвать хотя бы имя одного человека, видевшего этих военных, но безуспешно.
Несмотря на явную сомнительность, информация быстро распространилась по Ленингору. Многие поверили, запаниковали и потянулись с мебелью и прочим скарбом к границе. По словам Тамары Меаракишвили, зафрахтовать маршрутку до Церовани сегодня стоило около ста лари и двух с половиной тысяч рублей:
«Уже второй день люди бегут, люди в панике, говорят, будто бы им сказали, что надо успеть покинуть район, забрать с собой самое ценное. Но откуда такие слухи, мне выяснить не удалось. Я звонила знакомым чиновникам в Цхинвал, они удивлены, говорят, что нет повода для беспокойства. Районное руководство никаких мер не предпринимает, чтобы успокоить общественность. Они, как всегда, молчат и на вопросы отвечают кратко: «Мы ничего не знаем».
– Района маленький, маловероятно, что районное начальство не было в курсе очереди у границы.
– С утра у «Раздахана» выстроилась почти километровая очередь. Не может быть, чтобы они не были в курсе, как говорят. Глава района за эти дни мог зайти в два магазина и сказать людям: «Не бойтесь, ничего такого не будет». Его слова мгновенно распространились бы по району, и не было бы никакой паники. Увы, никто ничего не сказал. Я разговаривала с одним чиновником, другом главы района, так он от меня хотел узнать, что происходит.
– Так, может, они действительно не знали, будут закрывать границу или нет?
– Как минимум они могут взять телефон и позвонить президенту или еще кому-нибудь. Это наплевательское отношение к гражданам, и от этой паники одинаково страдают люди всех национальностей».
Километровая очередь, о которой говорит Тамара, была с утра, но к полудню уже растаяла. Видимо, все, кто поверил в закрытие границы навсегда, выехали, и, судя по всему, таких не так уж много.
В то же время, по уверениям школьных учителей, которые приехали сегодня в Ленингор из Церовани, о закрытии границы 3 сентября говорят и пограничники на посту «Раздахан», правда, они не уточняют, в связи с чем и на какой срок.
Примечательно, что власти ничего не сделали для того, чтобы успокоить население, хотя главу района Виталия Мамитова сегодня с утра видели в центре Ленингора, и он не мог не знать, что происходит. Это характеризует отношение руководства к населению.
Примечательно также, что никого не удивило отсутствие официальной информации. Такое впечатление, будто все привыкли к тому, что власть то ли действует исподтишка, то ли просто игнорирует общество, не считает нужным его информировать.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия