Ажиотажный спрос на валютном рынке Грузии удалось временно погасить. Благодаря валютной интервенции Нацбанка лари укрепился на пять пунктов до отметки 2 лари 92 тетри за один доллар. Однако специалисты говорят, что без улучшения фундаментальных экономических показателей ситуация вновь может развернуться вспять.
Нацбанк Грузии реализовал анонсированное вчера намерение осуществить валютную интервенцию. «1 августа на проведенном валютном аукционе Нацбанк выставил на торги 40 миллионов долларов США. Было продано 32 миллиона 800 тысяч долларов, средневзвешенный обменный курс составил 2,9283», – говорится в сообщении банковского регулятора.
Надо сказать, что ситуация на валютном рынке начала стабилизироваться сразу после вчерашнего анонса о проведении аукциона – к вечеру лари стабилизировался на отметке 2,95 лари за доллар. Однако специалисты задаются вопросом: как долго Нацбанк сможет удерживать лари на стабильной отметке?
Мнения разделились. По словам главы правления НПО «Общество и банки» Георгия Кепуладзе, нынешний валютный кризис связан не только с ослаблением турпотока из России, но и с другими факторами. Эксперт говорит, что панические слухи о провале туристического сезона оказались сильно преувеличенными. Но негативные ожидания породили ажиотаж, потребовавший вмешательства регулятора:
«Согласно частным исследованиям, в этом году снижения турпотока не ожидается. Однако кровавые кадры разгона митинга и последующие события отпугнули не только российских туристов, но и потенциальных инвесторов. Поэтому сейчас важно сбить ажиотаж, так как большинство макроэкономических показателей, кроме притока инвестиций из-за рубежа, находится в норме. По всей видимости, в Нацбанке пришли к выводу, что до определенной поры интервенция на рынке перевесит воздействие внешних факторов. В целом я не ожидаю ухудшения ситуации, так как лари в большей мере обесценился, чем валюта у соседей, платежный баланс улучшен за счет роста экспорта и снижения импорта, так что, думаю, после сбития ажиотажа лари найдет новую точку равновесия. Разумеется, при условии, что политические процессы не будут выходить за рамки».
Действительно, согласно исследованию «ТВС банка», турпоток последней недели июля превзошел аналогичные показатели прошлого года на 3,7% при общем снижении числа визитеров из России на 6,8%. Т.е. против лари сыграли негативные ожидания, а не реальное падение турпотока.
Президент «Центра экономической трансформации» Рамаз Герлиани согласен с тем, что трагические события на проспекте Руставели повлияли на ситуацию. Неуклюжие попытки правительства переложить ответственность на оппозицию никак не способствовали улучшению положения, говорит эксперт:
«Вызовы и проблемы бывают всегда, и на то есть правительство, чтобы, на основании анализа их предвидеть. Иногда приедет больше туристов, иногда меньше, так же с инвестициями, но нельзя на все применять завышенные ожидания, ведь субъективные и объективные факторы будут существовать всегда. Я, как рядовой гражданин, возлагаю ответственность на власти, а не на оппозицию, так как в конечном итоге они ответственны за создание нормального фона в стране. Каждая пуля, даже выпущенная в воздух, так или иначе, попадает в потенциального инвестора и туриста».
Что касается действий Нацбанка, то, по мнению Рамаза Герлиани, регулятор запоздало задействовал механизмы коррекции курса. Нужно было повысить ставку рефинансирования или осуществить валютную интервенцию при появлении первых симптомов паники. При этом эксперт не согласен с тем, что для падения лари нет фундаментальных оснований:
«Азбука экономики гласит, что нарушение соотношения массы доллара и местной валюты оказывает прямое влияние на курс. В текущем году денежная масса лари достигла 24 миллиардов, тогда как в 2013 году она составляла 9 миллиардов. Экономический рост за этот период составил всего 27,5%. Так почему лари вырос в объеме более чем в 2,5 раза? Рост агрегата находится в прямой связи не только с ухудшением курса, но и ростом инфляции».
Если причиной падения курса лари является избыточный рост денежной массы, то вряд ли валютные интервенции смогут надолго сдержать его дальнейшее ослабление. Скорее всего, понимание этого и обуславливало нежелание Нацбанка выходить на рынок. Экономист, главный редактор издательского дома Forbes Georgia Георгий Исакадзе уверен, что этот шаг Нацбанк предпринял под давлением со стороны правительства:
«По вчерашним заявлениям первых лиц Нацбанка можно было сделать однозначный вывод, что продажа 40 миллионов долларов из резервов никак не входила в их планы. Убежден, что этот политический шаг был сделан исходя из конъюнктуры. Члены кабмина на встрече с представителями бизнеса были проинформированы о том, что на фоне дальнейшего обесценения лари 10-процентного роста цен не избежать. Это заявление прозвучало из уст крупнейших дистрибуторов страны, и, думаю, оно сыграло ключевую роль в перемене мнения регулятора».