Сегодня инициативная группа журналистов и активистов общественных организаций провела в Сухуме беседу за «круглым столом» на тему «Профилактика наркомании среди несовершеннолетних в Абхазии». В ней приняли участие представители министерств внутренних дел, здравоохранения, образования и науки, Генпрокуратуры, Общественной палаты республики, психологи.
Старший инспектор управления общественной безопасности МВД Абхазии Алина Худякова сообщила, что в республике работают 30 инспекторов по делам несовершеннолетних, в школах проводятся лекции и беседы. Главный специалист управления образования г. Сухума, психолог Алиса Хорава рассказала о том, как в школах столицы ведется анализ профилактической работы с детьми, о чем говорят результаты анонимного анкетирования школьников. Но в регионах Абхазии такой работы пока не ведется.
Заместитель секретаря Общественной палаты Даниил Убирия подчеркнул, что с самого начала функционирования ОП работа по снижению числа наркозависимых в стране, прежде всего среди молодежи, была одной из самых приоритетных в ее деятельности. Создана соответствующая рабочая группа. Он рассказал:
«Мы поехали в Гагру, там есть организация «Анонимные наркоманы». Мы изучали их опыт. Это сеть международная. И у них есть успехи. Есть люди, которые вернулись к нормальной жизни. Молодой педагог... ну, уже полностью потерял и профессию, и семью. Этот человек из Гудауты смог вернуться и в профессию, и в семью благодаря «Анонимным наркоманам» в Гагре. Таких примеров много. Мы им помогали, чем могли. С Нателлой Нуриевной (секретарь ОП) мы настояли, чтобы им дали офис. То есть до этого они как-то перебивались... Тогда Григорий Еник (бывший глава районной администрации) навстречу пошел, дал место, чтобы они могли работать. У них свои инструкции, свои методы работы, и они не появляются где-то, если их пригласить. А к ним можно поехать, они приглашают к себе».
В ходе выступления главврач Республиканского наркодиспансера Ирма Ануа отметила.
«Я хочу сказать пару слов о том, что нельзя точно делать в работе с подростками – именно касаясь профилактики. Первое – нельзя, чтобы их запугивали. Потому что это не работает. Если говорить, что это тюрьма, что ты будешь неудачником в жизни, что ты заболеешь... Показывать им фильмы, где разлагаются тела наркоманов при жизни и выползают черви из организма. Это все совершенно не работает, знаю из опыта. И второе, чего нельзя делать, – это чтобы в профилактике первичной с подростками работали бывшие наркоманы. То есть это тоже уже изучено, считается неэффективным, недопустимым. Бывшие наркоманы работают во вторичной, третичной профилактике, то есть с зависимыми уже людьми, а с теми, кто еще не употреблял или что-то когда-то попробовал, к этой профилактике их привлекать нельзя. И очень верно сказала психолог из Минобразования, что нужно работать в малых группах, но для этого должно быть много групп. А когда меня раньше приглашали прочитать лекцию и говорили: «Можно всю школу собрать?» – ну, знаете, я не такой оратор, чтобы тысячу человек заставить слушать».
Один из участников дискуссии посетовал, что СМИ республики слишком мало внимания уделяют или практически не уделяют внимания этой теме, но с ним многие дружно заспорили, так как среди участников круглого стола была молодой журналист Абхазского телевидения Наала Мукба, которая вот уже восемь месяцев ведет на АТ цикл передач о наркозависимых, привлекший немалый интерес зрителей. Рассказав о работе над этим циклом, Наала Мукба поддержала одну из мыслей, высказанных главным наркологом республики:
«Мы сегодня говорим о профилактике... И я согласна с Ирмой Константиновной, что пугать подростка тем, что тебя посадят, тебе будет плохо, – это не работает с детьми. И мы в качестве эксперимента пригласили в школу спортсмена. Ну, есть у нас талантливая молодежь, есть талантливые художники, скульпторы, музыканты. Чем ребенку говорить: вот это плохо, ты ему лучше покажи пример, образец для подражания. Какая-то зависть в хорошем смысле слова может сработать у него. Пусть даже из десяти один посмотрит и подумает: «Может, я тоже смогу? Почему не смогу, если кто-то другой смог?» Даже в той же школе возьмите, найдите выпускников, которые чего-то достигли, пригласите, приведите, пусть пообщаются с детьми, это незатратно в плане денег».
Представитель Священной митрополии Абхазии отец Давид (Сарсания) выступал дважды. В первый раз он упомянул о шокировавших его случаях гибели несовершеннолетних от наркотической передозировки в Гудаутском районе. В ходе второго выступления привел тревожную статистику роста наркозависимости и смертей от «передоза» в США и сказал, что эта беда носит глобальный характер:
«Мы можем сказать, что такие смерти довольно распространены и у нас в Абхазии. Только в силу каких-то наших особенностей, традиций, не знаю, насколько это слово здесь уместно, мы что-то не договариваем, что-то скрываем и так далее».
С этим трудно спорить, ибо о «передозе» люди на похоронах обычно только перешептываются, официально же семья заявляет о какой-то иной причине смерти молодых людей.
Острую тему подняла начальник управления Министерства здравоохранения Абхазии Саида Делба:
«У нас, к сожалению, есть очень плохой пример. У нас инвалиды войны, получающие «лирику»... вот представитель наркоконтроля, который может подтвердить... продают препарат «лирика», обменивают даже на продукты питания, детям. Можно сказать, что на поверхности эта проблема. Эту проблему очень легко решить. Пусть в момент выдачи «лирики» он эту «лирику» при вас проглотит. Так метадоновая программа работает во всем мире».
Нетрудно понять, что тут имелась в виду совсем не та лирика, которую поэт Борис Слуцкий подразумевал при написании известного стихотворения: «Что-то физики в почете. Что-то лирики в загоне». Теперь, увы, среди значительной части молодежи при слове «лирика» вспомнят, прежде всего, именно этот препарат.
В ходе «круглого стола» его участники не раз как некую мантру произносили актуальные для многих стран в мире слова о том, что если мы не остановим распространение наркозависимости среди подрастающего поколения, то тогда про решение всех остальных проблем, волнующих общество, можно будет сказать: а зачем оно, если у нас не будет молодежи?
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия