Сегодня Верховный суд Республики Абхазия под председательством судьи Мимозы Цушба рассматривал по первой инстанции уголовное дело в отношении Дзидзария А.В., Блаб Г.А., Чантурия В.А., Дзидзария А.Г., Авидзба Д.Т., обвиняемых в похищении три года назад Ирины Дочия.
Тут сразу же возникает спорная ситуация: как правильней – «суд продолжил рассмотрение дела» или «суд приступил к рассмотрению дела»? Ведь 13 июня некоторые абхазские СМИ сообщили об этом процессе как о начавшемся и изложили подробные данные о подсудимых, а другие – что он должен был начаться, но был отложен из-за отсутствия одного из пяти подсудимых – Блаба. Заседание отложили на 18 июня, но вновь, по аналогичной причине, перенесли на сегодня.
Но прежде всего напомню о предыстории. 2 июля 2016 года около полуночи у подъезда своего дома в центре Сухума неизвестными была похищена 36-летняя на тот момент Ирина Дочия, мать 12-летней дочери, секретарь политсовета партии «Единая Абхазия». Впрочем, связь похищения с ее партийной деятельностью была сразу отвергнута, так как Дочия занималась только документооборотом и не имела отношения к принятию важных решений. В СМИ появилась информация, что похитители требуют за ее освобождение полтора миллиона долларов США у ее отца-бизнесмена, проживающего за пределами Абхазии.
Через полтора месяца «Эхо Кавказа» рассказывало о брифинге в Сухуме заместителя председателя Службы государственной безопасности Республики Абхазия Владимира Арлана, на котором тот сообщил: «В ходе проведения совместных оперативно-розыскных мероприятий Службой госбезопасности совместно с российскими партнерами была освобождена без выкупа Ирина Руслановна Дочия, похищенная неизвестными лицами в г. Сухуме. По имеющейся информации, Дочия сейчас находится дома, ее жизни и здоровью ничего не угрожает. В настоящее время проводятся мероприятия по установлению заказчиков и исполнителей данного преступления».
Как это чаще всего бывает, в обществе та криминальная история стала уже подзабываться, но 15 мая с.г. Следственным управлением Генпрокуратуры РА было окончено производством соответствующее уголовное дело, и в СМИ появилась информация со ссылкой на пресс-службу Генпрокуратуры, что 13 июня 2019 года Верховный суд РА под председательством судьи Мимозы Цушба приступит к рассмотрению по первой инстанции уголовного дела по факту похищения Ирины Дочия и убийства Дмитрия Озгана. По версии предварительного следствия, Алхас Дзидзария, Генадий Блаб, Варден Чантурия, Джумбер Авидзба, Дмитрий Озган, а также неустановленные следствием лица, согласно имеющейся договоренности, совершили похищение Ирины Дочия с целью вымогательства 1 500 000 евро у ее отца Руслана Дочия. Похищенная Ирина Дочия была отпущена 15 августа 2016 года при выплате впоследствии 2 000 000 рублей, которые под угрозой убийства были переданы неустановленному следствием лицу в городе Сочи.
Алхасу Дзидзария, помимо похищения Ирины Дочия и вымогательства денег в особо крупном размере у Руслана Дочия, также предъявлено обвинение в умышленном убийстве по предварительному сговору с Астамуром Дзидзария соучастника похищения Дмитрия Озгана, по мотиву того, что последний отказал выплачивать Алхасу ранее обещанную сумму за участие в похищении.
Органом расследования в отношении Дмитрия Озгана уголовное дело прекращено в связи со смертью. В завершение сообщения Генпрокуратуры оговаривалось, как названные в нем лица считаются невиновными, пока их вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу судебным приговором.
Сегодня председательствующая на суде Мимоза Цушба повторила уже оглашенный ею 13 июня регламент суда. На сей раз на заседание были доставлены все пятеро подсудимых, которые содержатся в разных местах предварительного заключения. Рядом с «клеткой» все заседание стояли охранники в черных балаклавах.
Однако и сегодня до оглашения обвинительного заключения дело так и не дошло. Адвокат Давид Каджая, защищающий на процессе интересы потерпевших Ирины и Руслана Дочия, которые не захотели участвовать в нем, выступил с ходатайством, в котором, сославшись на соответствующие статьи УПК РА, заявил:
«Судья Цушба Мимоза Сергеевна является уроженкой села Куланырхуа Гудаутского района Республики Абхазия. Уроженцем этого же села является обвиняемый Блаб Геннадий Артурович. Все остальные обвиняемые являются уроженцами и жителями сел Гудаутского района. В связи с тем, что на судью Цушба может быть оказано влияние как на уроженку Гудаутского района со стороны родственников обвиняемых и других заинтересованных лиц, заявляю отвод Мимозе Сергеевне Цушба – судье Верховного суда Республики Абхазия».
Неожиданно этот отвод поддержала и адвокат Светлана Дзюба, защищающая на процессе Блаба. Сказав, что судья и ее подзащитный выросли в одном селе, она продолжила: «С детства они в таких близких отношениях, и поэтому все родственники и сам мой подзащитный против того, чтобы судья Цушба принимала участие в рассмотрении этого дела».
Дзюба также добавила, что из «приватного разговора» ей известно: Мимоза Цушба сама пыталась до начала процесса взять самоотвод. На это судья отреагировала словами, что она о таком не знает.
Представитель гособвинения Эльвия Хазириши считает: «В утверждении о заинтересованности судьи в исходе дела защитники выражали лишь свое мнение, не подтвержденное какими-либо доказательствами. На основании изложенного считаю заявленные ходатайства защитников необоснованными и неподлежащими удовлетворению».
Адвокат Иван Зарандия, защищающий подсудимого Дзидзария, поддержал ходатайства об отводе судьи, заявив:
«Я против вас ничего не имею, но у вас всегда обвинительный уклон, вы не можете вынести справедливого решения по этому делу. Сколько на вас давят, я знаю. А поскольку дело в отношении моего подзащитного фиктивное, сфабрикованное… это мы докажем на судебном заседании… Извините, если я что-то не так сказал».
Выслушав всех участников процесса, Мимоза Цушба объявила перерыв в судебном заседании до 24 июня. Решение относительно удовлетворения заявленных ходатайств будет принимать председатель Верховного суда РА Манана Делба.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия