Комитет парламента Абхазии по международным, межпарламентским связям и связям с соотечественниками во второй раз не смог собраться, чтобы вынести решение по проекту закона «О декларировании доходов, расходов и обязательств имущественного характера публичными служащими и депутатами». Сегодня для кворума не хватило одного голоса, но это не помешало бурному обсуждению.
Закон о декларировании доходов и расходов публичными служащими и депутатами был принят в первом чтении. Необходима рекомендация профильного парламентского комитета для вынесения его на очередное заседание сессии парламента и рассмотрения во втором чтении.
Попытка решить этот вопрос 7 мая была безуспешной. Из десяти членов комитета по международным, межпарламентским связям и связям с соотечественниками на заседание пришли только трое, для вынесения решения нужен кворум из шести человек, поэтому заседание плавно переименовали в «слушания». Сегодня была вторая попытка усадить депутатов за обсуждение проекта закона, но кворум снова не образовался, так как свои депутатские обязанности выполнили только пятеро из десяти членов комитета. И вместо комитетского вердикта снова прошли «слушания».
На встрече присутствовали представители инициативной группы «За ратификацию 20-й статьи и конкурсный подбор кадров», ее вел заместитель председателя комитета Астамур Логуа. Он призвал коллег не зацикливаться на обсуждении круга декларантов, а вынести на сессию для голосования два уже обсужденных ранее варианта: в один перечень входят супруг или супруга публичного служащего или депутата и их несовершеннолетние дети; другой вариант расширенный, в который входят еще и родители, братья, сестры и совершеннолетние дети.
Однако депутаты не прислушались и снова начали обсуждать, кто должен декларировать доходы и расходы.
Вианор Бебия пожелал, чтобы доходы декларировали все юридические лица. Дмитрий Шамба сказал, что они и так регулярно сдают балансовые отчеты, поэтому их доходы и расходы видны. Иные депутаты предлагали, чтобы доходы декларировало все население Абхазии.
Депутаты полемизировали и о том, должны ли братья и сестры декларантов обнародовать свои доходы и имущество? И что делать, если они не являются гражданами Республики Абхазия или не хотят заполнять декларацию? Почему-то речь шла только о братьях и сестрах, как будто негражданами Абхазии не могут быть любые родственники декларанта – в том числе супруг, супруга и несовершеннолетние дети.
Депутат Астамур Аршба перевел обсуждение закона в плоскость выяснения отношений с представителями инициативной группы. К нему присоединились еще несколько депутатов, и их голоса слились в дружный хор. Посыпались упреки в том, что общественники плохо себя ведут, публикуют в Фейсбуке посты, под которыми анонимы поливают депутатов грязью. Они обиделись на высказывания пользователя сети Боты Ажиба, который позволил себе некомплементарные выражения в адрес народных избранников, потому что они никак не желают принять антикоррупционный закон. Общественники отбивались, говорили о том, что не могут нести ответственность за весь сегмент абхазского Фейсбука, но Астамур Аршба назвал их «зомбированными» и заявил, что «их вопрос давным-давно бы решился, если бы они действовали другими методами».
Парламентарий Александр Анкваб вместо обсуждения закона о декларировании предлагает заняться законом о госслужбе: «Вся вторая статья этого закона, где обозначаются субъекты декларирования и определяются те или иные государственные органы власти и институты, должна быть растворена в законе о государственной службе. В этом наша ошибка. Надо сначала обсудить и проголосовать ключевой закон о государственной службе. Будет еще одна встреча, вот к этой встрече расшифруйте, что такое 18 тысяч с лишним лиц, работающих в управлении. Да пусть кто-нибудь расшифрует, не вы. Не расшифруете. Это наши общие недостатки».
Ему напомнили, что закон о госслужбе более шести лет пылится в парламенте, и депутаты не торопятся его рассматривать.
Анквабу возразил представитель инициативной группы юрист Тамаз Кецба: «Честно говоря, есть большие опасения не только у меня, мне кажется, и у некоторых депутатов, что рассмотрение и принятие закона о государственной службе может затянуться вплоть до года. Есть ощущение, что закон, который мы с вами сегодня рассматриваем, должен быть принят по возможности быстро. Что касается опасений, которые высказаны в плане определений, которые заложены в статье 2-й, дело в том, что в настоящем законе нет слова «чиновник». Есть термин «публичный служащий», есть термин «должностное лицо» и здесь перечислены функции: организационно-распорядительные, административно-хозяйственные и контрольно-надзорные. Мне кажется, определить круг декларантов будет возможно, раздвоения каких-то понятий не должно быть».
Астамур Какалия, член инициативной группы, напомнил, что спикер парламента обещал, что закон будет принят до начала регистрации кандидатов в президенты. На что депутат Лаша Ашуба возразил, что «спикер – это член парламента с одним голосом». Дав понять таким образом, что обещание спикера еще не означает, что закон будет принят.
Тамаз Кецба заявил: «Этот закон и все законы, связанные с антикоррупционной политикой государства, с моей точки зрения и с точки зрения многих людей, вызывает высокий общественный интерес. Мы, извините, что я так скажу, сославшись на собственное ощущение, очень долго топчемся на месте. Давайте двигаться вперед. Давайте покажем своему народу, что мы двигаемся к чему-то хорошему. Невозможно так продолжать существовать. Коррупция является если не главным бичом нашего государства, то в тройку входит. Ну, давайте принимать что-то, какие-то действия, а практика покажет минусы этого закона».
Идеальный закон в принципе принять невозможно, а при необходимости всегда можно внести поправки, добавил Кецба.
Представитель инициативной группы Рисмаг Аджинджал напомнил, что в Уголовном кодексе дается определение понятия «государственный служащий», и обещал снабдить народных избранников цитатой.
Никто из депутатов не объяснил, почему нельзя дать требуемые определения к обсуждаемому закону и зачем для этого ждать, когда примут закон о государственной службе?
Астамур Логуа, видимо, потеряв надежду собрать когда-нибудь кворум из членов своего комитета, сообщил, что воспользуется правом законодательной инициативы, и группа депутатов, поддерживающих закон о декларировании доходов, вынесет его на заседание сессии для рассмотрения и принятия во втором чтении.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия