Accessibility links

Сухумские таксисты против патентной системы


Таксисты и маршрутчики не раз устраивали протестные акции, выдвигая разные требования
Таксисты и маршрутчики не раз устраивали протестные акции, выдвигая разные требования

Так повелось в послевоенной Абхазии, что порой говорят: «Таксисты и маршрутчики у нас – авангард рабочего класса, борющегося за свои права». Ведь именно они не раз устраивали протестные акции, маршрутчики – даже забастовки, выдвигая разные требования. Впрочем, многим тут видится и ирония, ибо все понимают: выходили отстаивать свои права не самые обездоленные, а просто самые умеющие требовать.

Вчера около полудня на площади Свободы в Сухуме несколько десятков работающих в столице таксистов собралось на протестную акцию. Они выражали недовольство вступившей в действие с 1 января этого года патентной системой налогообложения.

Водитель такси Энрико Гвинджия так объяснил представителям СМИ мотивы протестующих: раньше по спецналогу таксисты платили в месяц 800 рублей в зимний период, а в летний – 1200 рублей; сейчас же за одно пассажирское место весь год нужно платить 350 рублей в месяц. Если это четырехместная машина, то выходит 1400 рублей, без учета понижающего коэффициента. Понижающий коэффициент действует при покупке патента, то есть если ты оплачиваешь сумму, равную годовой оплате, на четырехместную машину в год выходит 10 тысяч 800 рублей, на шестиместную – 15 тысяч 100 рублей. Трудность заключается в том, что у многих таксистов нет финансовой возможности сразу оплатить годовой патент, вот и просят налоговиков смягчить нагрузку.

Сухумские таксисты против патентной системы
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:16 0:00
Скачать

После небольшого митинга протестующие переместились к зданию Министерства по налогам и сборам, где их представителей – пятерых таксистов – принял министр Даур Курмазия. Встреча у него продолжалась около часа. По ее окончании Энрико Гвинджия отметил, что министр предложил составить список работников сухумских таксомоторных фирм и работающих индивидуально и пообещал изучить возможность оплаты патента не сразу за год, а ежемесячно с учетом сохранения 40% скидки.

Сегодня я побывал в кабинете министра по налогам и сборам Республики Абхазия Даура Курмазия и попросил его дать комментарий к этим акции и встрече. Даур Леонтьевич сказал:

«После поступившей информации я сразу на утреннем аппаратном совещании дал поручение своим сотрудникам связаться с ними и разобраться с причинами недовольства. Представители предпринимателей пришли на встречу. В результате встречи мы, в принципе, во всех наших противоречиях разобрались. И никаких серьезных проблем, требующих проведение протестных акций, как оказалось, мы не увидели. Данный закон был принят в августе 2018 года. Рассматривался еще с мая 2017 года. Поэтому, скажем так, ничего нового на вчерашний день не появилось. По всей видимости, мы имеем дело с тем случаем, что значительная часть людей узнала об изменении ставок и системы налогообложения только сейчас, что подтверждает: у нас немаленькая часть людей выпадает из системы налогообложения. Я могу сказать однозначно, что, если возник вопрос стоимости приобретения патента в мае, это говорит о том, что с января месяца по апрель включительно у этих людей патентов не было и никакая оплата налогов не производилась.

– А потом что произошло?

– Ну, а потом мы начали более активную работу по осуществлению контроля в этой области и начали выявляться налогоплательщики, которые вообще не состоят на налоговом учете. Многие, как оказалось, даже не зарегистрированы в качестве предпринимателей, хотя за некоторых из таковых ранее уплачивался спецналог от фирмы. Кстати, вопрос подтверждения стажа трудовой деятельности тоже обсуждался на встрече, и Министерство по налогам может предоставлять подобный документ: это карточка лицевого счета налогоплательщика, подтверждающая факт уплаты налогов, причем 15% от суммы патента и спецналога зачисляются автоматически во внебюджетные социальные фонды.

Вчерашняя встреча – это не единственная подобная встреча, которая была. У нас были встречи с разного рода налогоплательщиками – и в январе, и в феврале, и в марте месяце. Я считаю, что подобного рода встречи исключительно приносят пользу для всех – и для налоговиков, и для налогоплательщиков. Можем разобраться в возникающих вопросах и дать соответствующие необходимые правильные разъяснения. И самое главное и полезное для всех – это то, что обычно подобного рода встречи происходят с представителями налогоплательщиков, добросовестно исполняющих свои обязанности, и в конечном итоге все сходятся в едином мнении: государство без налогов существовать не может, налоги платить необходимо и налоги должны платить все без исключения, а налоговая политика государства должна стимулировать добросовестных налогоплательщиков, и наоборот. Кстати, такие шаги уже предпринимаются, например парламент недавно принял поправку по спецналогу, которая предусматривает применение понижающего коэффициента для налогоплательщиков, исполнивших в полном объеме свои обязанности за предыдущие годы. Считаем это правильным решением. Порядок применения этого пункта на днях будет опубликован на нашем сайте.

– Вернемся к вчерашней протестной акции таксистов. Так эта патентная система настолько сильно увеличивает финансовое бремя, или они просто по не знанию... как это часто бывает, все новое принимается в штыки?

– Ну, я думаю, что в некоторой части имеет место увеличение финансового бремени. Так, спецналог, ранее действовавший, предусматривал ранее в летний сезон, если взять четырехместную машину, 1200 рублей, патент предусматривает 1400 рублей, то есть на 200 рублей увеличение. А в зимний сезон гораздо больше сумма увеличения – от 800 рублей до опять же 1400 рублей. Но разница в том, что для патентной системы налогообложения предусмотрены понижающие коэффициенты налогообложения на длительность приобретения патента. Естественно, существует проблема для предпринимателей в момент первичного приобретения этого патента. То есть необходимы денежные средства. Мы прекрасно это понимаем и всегда стараемся идти навстречу в рамках закона и находим решение.
Обсудили также вопрос, один из самых часто возникающих в мыслях: куда поступают оплаченные налоги. Учитывая, что главной нашей задачей является не сбор, а администрирование налогов, то есть контроль за правильностью исчисления и уплаты, в вопросе применения патентной системы налогообложения нами использовано решение, которое исключает возможность выдачи патента без поступления денег в бюджет, то есть за наличные в налоговой инспекции патент купить нельзя. Только после подтверждения от казначейства программное обеспечение позволяет создать и распечатать патент, по этой причине выдача не может происходить в день подачи заявления и оплаты. Кроме того, порядок применения патентной системы налогообложения предусматривает возможность получать его удаленно без необходимости посещения налоговой инспекции. Для этого необходимо обеспечить его полное внедрение и применение».

Мне всегда бывает интересно, как отреагировали на то или иное событие завсегдатаи абхазских интернет-форумов. В данном случае кое-кто выразил солидарность участникам акции: «Таксисты и маршрутчики у нас авангард рабочего класса, борющегося за свои права... Заработки таксистов падают, как и везде. Считаю их возмущение справедливым». В ответ посыпалось: «Считаю, что решать «площадным» методом экономические вопросы нельзя. Чуть что – пошли на площадь! Это называется «несанкционированный митинг». Если все, у кого падают заработки, будут собираться на площадях?»; «Спросите, сколько стоит такси от Псоу до Сухума! Билет в Москву на самолет за эти деньги можно купить!»; «Сумма вообще ни о чем, за год максимум 15 тыс. Даже странно из-за такой мелочи шум устраивать»; «Да, у нас тут спасение утопающих – дело рук самих утопающих! Но почему другие профессии – врачи, учителя – не выходят на площадь из-за зарплаты в 8000? Почему самые незащищенные – пенсионеры, не выходят на площадь права качать?! Я согласна, что их платежи пойдут на кормежку громоздкого аппарата управления, а не на благо народа, но это, как говорится, уже другая история!»

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG