В Грузии продолжается противостояние в связи с законопроектом о комплектовании Верховного суда. Правящая партия считает, что подготовленный ею документ более не нуждается в правках, а все основные рекомендации профильных международных организаций учтены. В оппозиции и гражданском секторе придерживаются диаметрально противоположных мнений. Причем к последним присоединились и представители ЕС и США.
В «Грузинской мечте» сожалеют о несовпадении позиций с Венецианской комиссией по вопросам судебной реформы, но не считают это трагедией. Напротив, подобная разность взглядов – показатель высокого уровня демократии и обычное событие в мировой практике. Так вице-спикер парламента Гия Вольский ответил на комментарий исполняющего обязанности посла США в Грузии, который выразил сожаление, что правящая партия не учла рекомендации европейской инстанции, отвечающей за соответствие законов международным стандартам и конституционным нормам в контексте механизма избрания судей в Верховный суд.
«Американский посол говорит, что он сожалеет, что не совпали все позиции большинства и Венецианской комиссии. Это обычное событие. Мы тоже сожалеем, однако по целому ряду вопросов есть совпадение. Есть один вопрос, по которому у нас нет совпадения, и это касается проведения тайного или открытого голосования. Думаем, должно проводиться тайное голосование для того, чтобы исключить все шансы давления… Реальность же такова, что есть целый ряд тех вопросов, которые учтены в законопроекте и которые превращают этот закон в высокоуровневый документ, соответствующий международным стандартам. Я думаю, важно до конца углубиться в те вопросы, по которым не совпали наши позиции и Венецианской комиссии. Процесс продолжится, и все увидят, что результат будет позитивным», – заявил Гия Вольский.
При этом депутат исключил возвращение законопроекта на этап второго слушания. По мнению вице-спикера, оснований для этого не существует. А вот представители главных стратегических партнеров Грузии – ЕС и США – Карл Харцель и Росс Уилсон, напротив, видят для подобной перспективы все основания. И.о. посла США прямо заявил, что огорчен результатами голосования в парламенте:
«Америка поддерживает развитие судебной системы Грузии. Для нас этот вопрос очень важен и приоритетен, так как он обеспечивает доверие населения к демократическим институтам. Мы огорчены принятым недавно законом, так как не были учтены адекватно и полностью рекомендации, данные в этом направлении Евросоюзом, Советом Европы, ОБСЕ и Венецианской комиссией. Мы надеемся, что этим вопросам в будущем будет уделено внимание. Необходимо, чтобы процесс был прозрачным, а парламент выполнял свою критическую роль в этом процессе, и получить в Верховном суде тех судей, у которых будет публичное и высокое доверие».
В том, что ни о каком доверии к Верховному суду не может быть и речи в случае утверждения версии «Грузинской мечты», говорит бывшая соратница Бидзины Иванившили, а ныне оппозиционный депутат Эка Беселия. По словам экс-главы юридического комитета парламента, заявления представителей США и ЕС были весьма ясным и четким посылом, что европейские и американские партнеры разочарованы:
«Заявления послов Америки и ЕС были весьма ясным и четким посылом, что наши европейские и американские партнеры, наши местные профессиональные круги и организации, те, кто болеет за реформу правосудия, разочарованы. Очень четким было вчерашнее заявление посла Америки, который сказал, что он разочарован, что рекомендации, которые были совместно разработаны, не были учтены парламентским большинством. Та фальшивая позиция, что якобы рекомендации отображены в законопроекте, так просто не пройдет. Очень неловко выглядит озвучивание таких ложных и вводящих в заблуждение позиций со стороны правящей партии. Когда выдаешь черное за белое, уподобляешься именно тем людям, которых критиковал в предыдущие годы».
Беселия все же надеется, что шанс вернуть законопроект с третьего чтения во второе остается. В противном случае, считает депутат, политическая цена окажется очень высокой. Но в правящей партии эту цену, похоже, готовы платить. Во всяком случае, спикер парламента Ираклий Кобахидзе прямо дал понять – повторного рассмотрения законопроекта во втором чтении не будет:
«Нами написан законопроект, который основывается на общем интересе, который заключается в отборе высококвалифицированных и добросовестных судей для Верховного суда, и этот законопроект устанавливает беспрецедентно открытую и прозрачную процедуру, у которой нет аналогов даже ни в одной из стран ЕС. Любой может перепроверить это, обратившись к законодательству, практике и опыту любой конкретной страны ЕС. Даже десятой доли этого нигде не прописано. Исходя из этого, не существует никаких оснований для остановки процесса, наоборот, у нас есть очень высокая мотивация окончательно принять этот закон для того, чтобы как можно быстрее начался процесс, окончательным результатом которого будут высококвалифицированные и добросовестные судьи в Верховном суде».
Из рекомендаций Венецианской комиссии правящая партия в итоге учла две – отмену квалификационных экзаменов для несудейских членов Совета юстиции и исключение конфликта интересов – то есть те члены Высшего совета юстиции, кто хочет продолжить работу в Верховном суде, не смогут участвовать в отборе кандидатов. Но рассмотрение рекомендаций, которые, по словам представителей правящей партии носят «политический характер», учтены не были. Среди них – рекомендация отказаться от тайного голосования за кандидатов в Верховный суд.
Если законопроект будет поддержан в третьем чтении, в чем наблюдатели не сомневаются, то кандидаты в Верховный суд вначале должны будут предоставить Высшему совету юстиции свои резюме и автобиографию, а также рекомендации (информация будет опубликована на официальной странице органа), а затем последовательно пройти четыре основных этапа отбора, и если понадобится, то дополнительный – пятый. Первый этап подразумевает тайное голосование, в результате которого должны быть отобраны, по меньшей мере, 45 человек – то есть в три раза превышать число мест в Верховном суде (список прошедших во второй тур также будет опубликован). Далее Высший совет юстиции проведет публичные собеседования с каждым из кандидатов. Кроме того, начнется проверка информации о кандидатах. В случае отказа предоставить любые дополнительные данные, кандидат автоматически будет исключен. Следующий этап подразумевает сокращение числа кандидатов до количества вакантных мест в Верховном суде. Четвертый этап – голосование за каждого из оставшихся претендентов для представления окончательного списка в парламент на утверждение. В этот список попадут те, кто заручится поддержкой 2/3 голосов членов Высшего совета юстиции. При этом в парламент должны быть направлены не только список кандидатов, но и исчерпывающая информация о каждом, а также заключение Высшего совета юстиции. Пятый, заключительный, этап будет касаться случаев, когда высший законодательный орган отказывается утверждать того или иного кандидата. В случае подобного прецедента Высший совет юстиции должен будет представить депутатам кандидата из числа тех, кто не дошел до третьего этапа.