Accessibility links

Абхазский Конституционный суд предложил референдум


В абхазском обществе идет обсуждение двух заключений Конституционного суда республики, в которых даны отрицательные ответы на предложения (запросы) группы из 12 парламентариев, то есть трети депутатского корпуса, как положено для запроса в КС, по внесению изменений в Конституцию РА, касающихся должностей вице-президента и генпрокурора республики. Тексты самих заключений появились на сайте КС 16 апреля.

Я решил познакомиться с этими текстами в полном объеме – на упомянутом сайте, а заодно познакомился и со страницей сайта, где выложены биографии всех пяти судей КС, которые с немалыми передрягами избирались парламентом республики более года, с ноября 2016 по январь 2018 года, а также с ФИО других сотрудников КС.

Оба заключения Конституционного суда подписаны Нурием Тания, Людмилой Ходжашвили, Раулем Пантия, Алисой Бигуаа, но по неизвестной мне причине не подписаны пятым судьей – Дианой Пилия. В одном из них сообщается следующее. 12 апреля КС рассмотрел в судебном заседании поступившее 13 марта предложение о поправках к Конституции Абхазии и проект Конституционного закона «О поправках к главам 3 и 5 Конституции Республики Абхазия» одной трети от общего числа депутатов. Запрос был сделан депутатами В. Бебия, Д. Гунба, Б. Смыром, А. Цишба, А. Джапуа, А. Абухба, И. Гуния, Д. Дбаром, И. Смыром, А. Тарба, Б. Айба, А. Джинджолия. Парламентарии считают, что следует исключить слова «по представлению Президента Республики Абхазия» в той части Конституции, где речь идет о назначении парламентом генпрокурора республики. При существующем положении, по мнению депутатов, возникает прямая зависимость лица, находящегося на должности генерального прокурора, от главы исполнительной власти, что не может не сказаться на «объективности осуществления возложенных на него обязанностей».

Абхазский Конституционный суд предложил референдум
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:16 0:00
Скачать

Но КС считает: «Возможность у президента страны как главы исполнительной власти представлять кандидатуру генерального прокурора, а также возможность законодательной власти принимать окончательное решение по этому вопросу и является подтверждением принципа разделения государственной власти в Республике Абхазия на законодательную, исполнительную и судебную, которые действуют самостоятельно, как это предусмотрено положениями статьи 7 Конституции».

В социальных сетях я нашел только комментарии в поддержку позиции Конституционного суда. Объяснялось это тем, что в назначении генпрокурора, а также в освобождении его от должности, права парламента определяющие. Он может «прокатить на вороных» кандидатуру, представленную президентом, такие прецеденты в нашей истории были. А если президент не будет иметь права выдвигать кандидатуру генпрокурора и силовиков, это весьма ограничит его полномочия, между тем Абхазия – не парламентская республика.

А вот другое заключение КС, в котором он отклонил предложение той же группы парламентариев об упразднении поста вице-президента, вызвало куда более бурное обсуждение и, главным образом, отрицательную реакцию. Дело в том, что в абхазском обществе, в публичных выступлениях политиков, публикациях СМИ и т. д., уже много лет поднимается тема ненужности этого поста. Но фишка в том, что при непосредственном приближении президентских выборов такие голоса среди политиков как по мановению волшебной палочки затихали. Прежде всего, потому, что любой претендент на президентское кресло, так или иначе, считается выходцем из Бзыбской или Абжуйской Абхазии, и для того, чтобы заручиться поддержкой избирателей, представляющих другую историческую область страны, он обязательно берет себе «в пару» выходца из той самой «другой» области. Это было даже на безальтернативных выборах главы государства в 90-е годы. Тянется эта традиция еще с советских времен, когда считалось необходимым чередовать бзыбцев и абжуйцев на должности первого секретаря обкома партии.

Меня при обсуждении подобных вопросов всегда интересует вопрос: «А как у них?» То есть во всем остальном мире, тридцатитысячной частичкой которого является Абхазия?». В Википедии об институте вице-президентства говорится: «Ряд государств, имеющих должность президента- главы государства, имеет и пост вице-президента (преимущественно в странах Африки и особенно Латинской Америки; в большинстве государств Европы вице-президентов нет, за исключением Болгарии, Швейцарии и непризнанных/частично признанных государств). Образцом для введения этого поста практически во всех государствах является должность вице-президента США, существующая с 1789 года. В странах третьего мира пост вице-президента часто позволяет примирить президентские амбиции нескольких противоборствующих сторон (поначалу так было и в США, где впоследствии оба высших чиновника стали избираться от одной партии)».

В Википедии далее сказано о недостатке, о котором часто говорят и в Абхазии: «Выявилась неопределенность обязанностей второго лица в государстве; при больших полномочиях главы государства вице-президент играл чисто теневую роль, отступая на третий-четвертый план по сравнению с главой правительства и даже председателем парламента. Руцкому давались поручения вроде «руководства сельским хозяйством РФ». Ну, а в Абхазии это – «отдельные поручения президента». В России конец скоротечному времени института вице-президентства положил политический кризис 1993 года, когда Руцкой «попер» на Ельцина. В Абхазии до таких обострений не доходило, но удивительным образом, по разным причинам, вице-президенты складывали свои полномочия раньше срока. И это стало еще одним поводом относиться к данному посту как некоему рудименту.

Но в заключении КС сказано: «Народное Собрание – Парламент Республики Абхазия проектом Конституционного закона Республики Абхазия «О поправках к главе 4 Конституции Республики Абхазия», предусматривающим условия об исключении должности вице-президента Республики Абхазия вносит изменения в структуру органов исполнительной власти, что, несомненно, нарушает систему сдержек и противовесов… Предложение об упразднении должности вице-президента Республики Абхазия вступает в противоречие с принципом самостоятельности ветвей власти, так как вторгается в область конституционных полномочий всенародно избранных президента и вице-президента… Должность вице-президента создает в обществе политический и общественный консенсус и является серьезным фактором национального согласия, объединения интересов и устремлений. Вместе с тем Конституционный суд не отрицает саму постановку вопроса о сохранении либо упразднении поста вице-президента, однако считает конституционным, законным способом решение этого вопроса путем проведения всенародного голосования (референдума)».

С политической точки зрения было очень маловероятным, чтобы КС пошел на такой радикальный шаг, как поддержка тут парламентского запроса. Мне кажется, что упразднение поста вице-президента произойдет в Абхазии (если произойдет) только по инициативе действующего президента. И в том случае, если у него по законодательству уже не будет возможности избираться на новый срок.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG