Президент России Владимир Путин сменил руководителя Управления Кремля по приграничному сотрудничеству. Вместо Олега Говоруна им стал Алексей Филатов, который до этого занимал пост замглавы управления. В администрацию президента Филатов пришел в конце 2013 года и до 2 октября 2018 года курировал югоосетинское направление.
Как сообщила газета «Ведомости», Олег Говорун покинул свой пост в связи с семейными обстоятельствами. Однако, по уверениям московских экспертов, причина в другом – в Кремле недовольны отсутствием подвижек на украинском направлении.
Новый руководитель – Алексией Филатов, пришел в управление в конце 2013 года и до конца прошлого года курировал югоосетинское направление в чине главного советника по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ, Абхазией и Южной Осетией. Как он там появился – загадка, до того Филатов был сотрудником российского МИДа. Назначение было воспринято экспертным сообществом как странное, если не сказать, несерьезное. Тем не менее оно выстрелило.
О том, что Алексей Филатов справился, во всяком случае, в глазах своего начальства, можно судить по тому, что он почти пять лет бессменно проработал в должности и в конце концов пошел на повышение. Например, за это же время на абхазском направлении сменилась целая когорта кураторов: Михаил Мамонов, Андрей Архипов, Иван Болтинков, Антон Пустовалов, Руслан Темирбулатов и нынешний куратор Владимир Владимиров.
Такая текучесть кадров объяснятся просто: перед каждым куратором политического блока ставятся вполне конкретные задачи и отводится время на их реализацию. Не справившийся убывает. Кого-то отправляют в отставку, кто-то уходит сам, понимая неподъемность задач.
А у Филатова в этом смысле все было хорошо. Более того, он показал себя как самый эффективный куратор Южной Осетии с 2008 года. Он бескровно и бескризисно провел парламентские и президентские выборы. Я не про то, что без него южные осетины не смогли бы выбрать себе президента. Я про то, что его курирование, по сути, вмешательство в процесс, не было таким топорным, как, например, итоги деятельности Гасумянова и Винокурова на президентских выборах в 2011 году.
Алексей Филатов провел новый интеграционный договор между Россией и Южной Осетией. Это тот самый договор, который в 2015 году появился как бы ниоткуда, и все, как скаженные, бросились его обсуждать. По этому договору Россия сняла с себя ненужные ей расходы по содержанию югоосетинской армии и создала на территории республики, скажем так, структуру присутствия МВД России – совместный информационный центр с полномочиями оперативной деятельности. Это особенно важно для Москвы в контексте перспективы открытия транспортного коридора через Южную Осетию.
На период кураторства Филатова приходится признание Южной Осетией ДНР и ЛНР. Кто-то скажет, что ему повезло, мол, на абхазском направлении партнеры куда менее сговорчивые. Но, как говорится, история не терпит сослагательного наклонения... А кроме того, не в меру сговорчивые югоосетинские товарищи имеют полное право разделить с Алексеем Филатовым его успех.
2 октября 2018 года Управление по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ, Абхазией и Южной Осетией было преобразовано в Управление Кремля по приграничному сотрудничеству. В нем Алексей Филатов был повышен в должности до замглавы управления. Как сообщалось, он был назначен курировать украинское направление, но знающие люди убеждены, что чиновник был замом, контролирующим политический блок в целом.
С октября прошлого года югоосетинское направление курирует Владимир Владимиров, который до этого занимался Абхазией, а теперь двумя республиками сразу. Это еще одно странное назначение. В 2017 году его взяли в управление из библиотечного хозяйства Москвы. Теперь он тоже долгожитель – уже два года на абхазском направлении, более того, ему доверили и Южную Осетию.
Тут самое время разобраться, как в общих чертах устроена схема кремлевского курирования республики. Подчеркиваю – в общих чертах. Она предполагает разделение социально-экономического и политического блоков. Первый курируют как управление, так и правительство через Министерство по делам Северного Кавказа. В управлении вопросы социально-экономического взаимодействия с Южной Осетией контролирует Денис Травин в должности заместителя руководителя. То есть представители управления и министерства вместе заседают на межправительственной комиссии, вместе утверждают ежегодную Инвестиционную программу и контролируют ее выполнение.
Но при этом, например, в вопросы югоосетинского офшора, через который идет взаимодействие российских юридических лиц с Крымом и Донбассом, министерство не вмешивается. Зато финансирование Инвестпрограммы идет через правительство.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия