Персональная выставка молодой художницы Екатерины Гуськовой открылась в сухумском Центральном выставочном зале Союза художников. На выставке представлены 176 работ, написанных за последние десять лет. Художница рассказывает о циклах своих работ, о том, как она открыла для себя советское искусство, а также о сложностях, с которыми художники из Абхазии сталкиваются, выставляясь за ее пределами.
Екатерина Гуськова родилась и выросла в Сухуме, рисует с четырех лет, она – выпускница отделения изобразительного искусства педагогического факультета Абхазского государственного университета. В прошлом году стала членом Союза художников Абхазии. С 2012 года преподает в Школе искусств имени Ковача.
Свои работы она разделяет на циклы. Самый ранний из представленных на выставке – «Музыка цвета морской волны», название родилось из того, что картины были выставлены впервые в 2012 году прямо на сухумской набережной и показ сопровождался игрой на флейте. Последний по времени цикл – «Искусство СССР». Интересна серия «Формула 1», на которой изображены болиды. На одной из работ стоит автограф британского автогонщика и пятикратного чемпиона мира Льюиса Хэмилтона. Две картины из этой серии экспонировались в музее Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге.
Екатерина Гуськова очень активный художник. Она много работает и много выставляется, используя для этого любые площадки: набережную, заброшенную кофейню над водой «Амру», фойе гостиниц и деловых центров. Благодаря этому ее хорошо знает местная публика. Нынешняя выставка – десятая по счету. Год назад ее приняли в Союз художников Абхазии, и появилась возможность первой персональной выставки в главном выставочном зале страны.
Екатерина Гуськова решила собрать все серии своих картин и подытожить десять лет работы, чтобы в дальнейшем начать что-то новое.
Среди серий заметно выделяются «Киноафиши». Екатерина Гуськова пояснила: «Здесь изображены только мои любимые фильмы. Я очень люблю старое кино, ретро, неореализм, люблю итало-французские фильмы, итальянских и французских актеров, Грегори Пек – мой любимый актер. Афиши составлены лично мной, даже маркировку кинокомпаний я сама вырисовывала. Я не делала трафареты, все сделано от руки. Мне было очень интересно попробовать скомпоновать шрифт и изображение, интересно сочетание букв, краски, портрета. Здесь представлены девять киноафиш, одну – к фильму «Белый башлык» я подарила семье Томаса Кокоскерия, потому что на ней он изображен как персонаж фильма».
Заметный интерес у публики вызвала серия «Искусство СССР» из пяти работ. На вопрос о том, чем оно ее привлекло, Екатерина Гуськова ответила: «Я считаю, что это искусство – интересное. На моих работах изображены мозаики советского периода, наши остановки. К сожалению, они в ужасном состоянии. Я даже попыталась их реставрировать на своих картинах. Я не показывала те фрагменты, которых недостает, я просто хотела показать, как это выглядело раньше. У меня нет никакой политической или исторической привязки, меня интересует только искусство. На одной из моих работ нарисована марка Гагарина. Так совпало, что моя выставка закрывается как раз 12 апреля в День Космонавтики. Мне кажется, это очень символично, потому на моей марке написано: «Почта СССР», там указан 1961 год».
У работ из серии «Искусство СССР» нет рам, боковины картин затонированы красным цветом. Екатерина Гуськова объясняет: «В то время художников ставили в определенные рамки, но даже в этих рамках полету фантазии творческого человека не было предела. Художнику была дана тема космоса, и он умудряется сделать совершенно потрясающий арт-объект, который, как мне кажется, актуален и сейчас и выглядит очень современно. В наше время часто говорят, особенно молодые люди, что все в Советском Союзе было серое, черно-белое, никакое. Но посмотрите на эти остановки, они такие красочные! Например, сейчас все гораздо более серое, все остановки у нас похожи друг на друга. На одной из работ этой серии изображен Ленин, но не потому, что я хотела изобразить вождя пролетариата, мне понравилась сама мозаика, она тоже такого насыщенного красного цвета. Она, кстати, расположена в санатории МВО и тоже в ужасном состоянии. Я ее тоже попыталась немножко реставрировать на своей картине. Жаль, что в нашем сыром климате все это разрушается и не поддерживается».
Легко ли развиваться в условиях Абхазии молодому художнику? Ответ на этот вопрос очевиден: нет. Говорить о том, что можно продавать свои работы и жить припеваючи, не приходится. Екатерина Гуськова, как и многие другие абхазские художники, участвует в ежедневных выставках-продажах на набережной. Расчет в основном на туристов из России. Проблематично даже выставляться за пределами Абхазии и вне России.
Катя рассказала о том, с какими трудностями она столкнулась при попытке выставить свои работы в Армении: «Конечно, развиваться тяжело в такой закрытой республике, у нас постоянная нестабильность, будем говорить честно. Очень сложно вывозить свои работы на выставки, очень сложно в них участвовать. Если узнают, что ты из Абхазии, тебя не хотят брать на выставку, конечно, если ты говоришь, что представляешь Абхазию. Лично я столкнулась с такой проблемой в Ереване. Была международная выставка, я приехала из Абхазии, я заполнила анкету, организаторы знали, откуда я, и никаких вопросов не возникало. Затем, когда все работы уже висели, мне позвонил организатор и говорит: «К сожалению, нам придется снять твои работы или убрать надписи, что ты из Абхазии».
Выставка была платной, Екатерина Гуськова сама оплатила свое участие, но тем не менее: «Приходили из посольства Грузии и смотрели, выставляюсь я или нет и как подписаны мои работы. Мне предлагали подписаться: «Сухум, Россия» или «Сухуми, Грузия», но я отказалась от обоих вариантов. Были напечатаны буклеты, их все заставили перепечатать, потому что там была информация обо мне, как о художнике из Абхазии. Художники из Германии, из Франции, из Китая, из Кореи, из многих стран подходили и спрашивали, почему ты не написала, откуда ты? Организаторы мне запретили общаться с журналистами, такую установку им дали в посольстве Грузии, чтобы я, не дай бог, не сказала, откуда я. Но я все равно давала интервью и говорила. Даже в буклетах не было написано, откуда я, ко мне подходили художники и спрашивали, я им говорила, что такая у нас политическая ситуация. И меня просили написать от руки, откуда я, то есть это было даже еще интереснее».
Несмотря на закрытость мировой художественной среды, абхазские художники не сдаются. Они работают, накапливают опыт и совершенствуются в доступных им пределах. Выставка работает до конца недели, картины ждут своего зрителя.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии