В Вашингтоне началась встреча министров иностранных дел стран НАТО. На ней планируют разработать пакет мер для сдерживания России в акватории Черного моря и усиления безопасности, особенно для Украины и Грузии. В Вашингтон направился и министр иностранных дел Грузии Давид Залкалиани.
Почему министр иностранных дел Грузии Давид Залкалиани поехал в Вашингтон, если министериал НАТО проходит с участием его коллег, но только членов альянса, объяснил представитель МИД Грузии Владимир Константиниди. Министр Залкалиани будет участвовать в мероприятиях, которые будут проходить во время министериала в параллельном режиме и с участием высокопоставленных чиновников НАТО, США и других партнеров Грузии:
«В рамках конференции, приуроченной к семидесятилетию НАТО, министр Залкалиани выступит по поводу повышения безопасности для соседей НАТО. Участие Грузии в этом мероприятии доказывает актуальность вопроса Грузии в повестке дня НАТО».
Тем более что, продолжил Константиниди, в этой конференции будут участвовать министры НАТО, а двухсторонние встречи с ними станут хорошей возможностью обсудить вопрос членства Грузии, достижений страны в этом процессе и ее перспективы. Участие грузинского министра в мероприятиях в Вашингтоне вполне логично, с учетом того, что на министериале будут рассматривать вопрос безопасности черноморского бассейна.
И, как накануне сообщила постоянный представитель США в НАТО Кей Бейли Хатчинсон, в Вашингтоне главы МИД НАТО обсудят расширение военного присутствия блока в Черном море, и будет принят так называемый черноморский пакет:
«Речь идет о пакете, который содержит меры укрепления разведки, в частности, воздушной разведки, а также предусматривает отправку большего числа кораблей стран НАТО в Черное море, чтобы гарантировать безопасный проход украинских судов через Керченский пролив в Азовское море».
«Черноморский пакет» нацелен не только для защиты Украины и разрешения Керченского кризиса, продолжила посол США в НАТО Кей Бейли Хатчинсон:
«Необходимо, чтобы черноморские государства были защищены от российского вмешательства. Россия размещает вооружения в Крыму, Крым – часть Украины. Очень важно, чтобы Румыния, Болгария, Украина так же, как и Грузия, чувствовали себя безопасно в регионе Черного моря как на воде, так и на суше».
На министериале будет обсужден вопрос совместных учений Грузия-НАТО, об этом перед отъездом в Вашингтон сообщил генсек НАТО Йенс Столтенберг:
«И сегодня корабли одной из военно-морских групп НАТО находятся в Украине и Грузии. Эти корабли примут участие в учениях «Морской щит» (Sea Shield) в Черном море. Я ожидаю, что министры на этой неделе согласятся на новые меры улучшения нашей ситуационной осведомленности в регионе и для усиления поддержки НАТО как Грузии, так и Украины в таких областях, как подготовка морских сил и береговой охраны, посещение портов и учения, а также обмена информацией».
Йенс Столтенберг указал на тот факт, что военные корабли в прошлом году в акватории Черного моря находились 120 дней, а это на 50 % больше, чем в 2017 году. Все это, по словам генсека, указывает на серьезные намерения НАТО вплотную заняться вопросами безопасности этого региона.
У НАТО непростая задача, отмечает главный редактор военно-аналитического журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили. Несмотря на то, что Турция, Болгария, Румыния – члены НАТО, Украина и Грузия – сторонники альянса, в черноморском бассейне доминирующая роль и военное преимущество остаются у России.
Согласно конвенции Монтрё, военные корабли НАТО, если они не принадлежат государствам черноморского бассейна, не могут находиться там более 21 суток. Для усиления своего присутствия в Черном море НАТО придется или каждые три недели менять корабли, или же усиливать военно-морскую мощь государств регионов. По словам Аладашвили, в случае Украины и Грузии это обойдется альянсу еще дороже. Он вспоминает, что в ходе августовской войны Россия нанесла удар и по Поти, уничтожив катера береговой охраны, продолжает Ираклий Аладашвили:
«Если НАТО поможет и мы сможем усилить береговую охрану с помощью управляемых ракетных комплексов с дальностью полета от 40 до 100 километров, тем более если эти комплексы не будут статичными и смогут обезвредить с дальнего расстояния десантный или другой корабль предполагаемого противника, противник всегда задумается, прежде чем решиться на агрессию».
Такая помощь Ираклию Аладашвили кажется самой оптимальной и доступной по цене, с учетом того, что создавать или содержать флот, как бы этого ни желала Грузия, очень дорогое удовольствие. И на это вряд ли согласятся в НАТО. Какую линию изберет альянс в рамках «черноморского пакета», станет известно после 4 апреля, после завершения вашингтонского министериала НАТО.