Абхазия богата древними храмами, их на ее территории больше сотни. Разрушенные и разрушающиеся, они пребывают в ожидании времен, когда их купола и стены будут обновлены, а залы откроются для прихожан. Но сегодня из 144 храмов действующих только 23. Один из древнейших храмов, который считается святыней христианской Абхазии, – Моквский собор Успения Божьей Матери. Сегодня он разрушается.
Успенский собор в селе Мыку был возведен при царе Леоне III в конце X века, тогда же было основано и Моквское епископство, которое окормляло территорию между реками Мыку и Кодор. Около собора располагались дом епископа и колокольня. Это единственный в Абхазии пятинефный крестово-купольный храм, произведение раннего средневекового церковного зодчества.
Существуют данные о внутреннем убранстве собора. Известно, что его стены украшали фресковые росписи, был мраморный иконостас с колоннами и резные карнизы.
Моквский собор, по свидетельству русских послов и священника Павла Захариева, опустел и был разграблен в XVII веке, когда турки захватили Абхазию и начали насаждать ислам. Его святыни и ценности были вывезены, и впоследствии их обнаруживали в разных местах. Посетивший в 1848 году храм ученый-кавказовед Марий Иванович Броссе засвидетельствовал то состояние храма, которое ему открылось: «Обширные размеры церковного корпуса, опутанного сетью ползучих растений, кровля, превращенная в воздушный сад, прекрасный купол, удлиняемый высокими стволами деревьев, – все это приводит зрителя в удивление. Однако осколки цветного стекла, куски карнизов с замечательной резьбой, обрушившиеся паперти приводят посетителя в уныние».
В 50-е годы XIX века храм отремонтировали, пол вымостили известковыми плитами, с западной стороны возвели придел, а на куполе соорудили небольшую ротонду. В результате перестройки серьезно пострадал облик храма. Что касается внутреннего убранства, там тесаный камень стен покрыли штукатуркой, а росписи и мозаику в алтаре забелили.
В это же время собор превратили в усыпальницу. В Моквском соборе похоронены последний владетельный князь Абхазии Михаил Шервашидзе, его сын Георгий, многие абхазские военачальники.
В 1902 году монахини из Богодуховского монастыря Харьковской губернии основали Кавказский (Моквский) Успенский женский монастырь, а в 1920 году храм вновь подвергся разграблению. Было похищено и вывезено за границу принадлежавшее Моквской Архиепископской кафедре ценное Евангелие, написанное на 328 листах и украшенное уникальными миниатюрами и орнаментом, выполненными моквским иноком Ефремом при Моквском архиепископе Данииле в 1300 году. В 1968 году широко отмечалось 1000-летие Моквского собора, его частично отреставрировали.
В 2002 году Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы открылся для прихожан. На сегодняшний день службы в нем проходят очень редко, но двери храма всегда открыты. Экскурсоводы привозят сюда туристов, и храм функционирует в большей степени как исторический, архитектурный и культурный объект, нежели культовый.
Тем не менее паломники, верующие и священнослужители посещают его и в наши дни, чтобы поклониться и вознести молитвы.
Недавно в храме побывал священнослужитель Священной митрополии Абхазии о. Давид (Сарсания). Состояние храма его крайне обеспокоило, вот как он его описал: «Увеличилось грибковое покрытие внутри на стенах, очень заметно, что влага проходит сквозь стены и оставляет на них свой разрушительный след. Разрушены ливневые стоки, которые были установлены, видимо, после войны на фасаде Моквского храма. С северо-восточной стороны в области купола барабана я увидел, что камни стен храма каким-то образом подверглись воздействию воды и произошла деформация стены. Это было для меня самым серьезным сигналом. А когда я отошел от стен храма с южной стороны, я обратил внимание на то, что на самом барабане купола, на его крыше, отсутствует кровельный лист».
Ситуацию в Моквском храме прокомментировал Батал Кобахия, заместитель министра культуры и охраны историко-культурного наследия: «Все храмы в Абхазии нуждаются в ремонтно-восстановительных работах. И судьба всех храмов достаточно плачевная. Что касается Моквского храма, мы ездили туда несколько раз, составляли акты о его состоянии. С нами ездили депутаты этого района, мы встречались и с представителями районной администрации. Речь идет о том, что там кровля, которую перекрывали после войны, прохудилась. В принципе, необходимы оценка состояния этой кровли и какой-то капитальный ремонт, чтобы крыша не протекала. Есть там еще другая проблема: в алтарной части с внешней стороны у апсиды пчелы устроили улей и делают там мед. Его надо как-то оттуда выкачать и что-то там делать. Когда мы там были, речь шла о том, что депутат сможет эти деньги выбить».
Однако деньги так и не нашлись, хотя у Моквского храма есть хозяин. Батал Кобахия уточнил: «Кто может всем этим заняться? Этот храм, как и сорок остальных абхазских храмов, находится в оперативном управлении Абхазской церкви, он находится у них на балансе, и они должны всем этим заниматься. Управление по охране памятников не имеет денег, и нам никогда не выделялись средства на реставрационные работы. Это большая проблема для Абхазии. У нас нет Абхазреставрации, которой бы из бюджета спускались деньги на ремонтно-восстановительные работы. Сегодня все это делает УКС, но в УКС должны обратиться законные пользователи с просьбой сделать смету, и кто-то должен это оплачивать. Вопрос только в этом».
28 декабря 2010 года кабинетом министров Абхазии было принято постановление, в соответствии с которым Сухумо-Пицундской епархии Абхазской православной церкви было передано 38 церковных объектов, и теперь именно АПЦ является их собственником и отвечает за состояние памятников.
На вопрос о том, предпринимает ли что-нибудь Минкульт для спасения памятников, Батал Кобахия ответил так: «Я обращаюсь, я пишу премьеру, президенту, мое письмо идет по кругу и возвращается ко мне с резолюцией: «Примите меры!» Как я могу принять меры? Я обращаюсь к вам, чтобы вы выделили деньги на ремонтно-восстановительные работы, а они отсылают ко мне, считая, что они у нас на балансе. Люди путают, они не знают, что на балансе Министерства культуры нет объектов историко-культурного наследия. Мы только осуществляем надзор над их использованием, а пользователями являются местные и республиканские органы власти и церковь, как в данном случае. У этих сорока храмов собственник – Абхазская православная церковь, и по закону она обязана заниматься восстановительными работами».
Срочного проведения ремонтно-восстановительных работ требуют также Драндский собор, Лыхненский храм, храм Симона Кананита в Новом Афоне и многие другие абхазские святыни. Батал Кобахия говорит о том, что уже не один год Минкульт пытается создать на базе основных абхазских храмов заповедники, чтобы у них появился реальный хозяин, ответственный за их состояние. Но вопрос никак не решается. Многие абхазские храмы активно посещаются туристами и паломниками, можно было бы упорядочить этот процесс и собирать средства от их эксплуатации, чтобы иметь хоть какую-то возможность поддерживать их в надлежащем состоянии.
Наверное, вопрос с Моквским храмом можно было бы решить, если бы страна берегла свое культурное и историческое наследие.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия