В 2019 году, чтобы решить проблему стихийных мусорных свалок, в Абхазии планируют построить мусорный полигон. О том, где он может разместиться, что будет собой представлять, какая техника будет обеспечивать его работу и сколько на это выделено средств, рассказал журналистам директор Управления капитального строительства Игорь Миквабия.
В 2016 году правительство Абхазии получило «Концепцию системы обращения с отходами производства и потребления в Республике Абхазия», которая была разработана московскими специалистами. Сегодня на пресс-конференции руководитель Управления капитального строительства Игорь Миквабия показал журналистам два огромных тома. Цену, которую правительство заплатило за эту концепцию, назвать не смог, но сказал, что стоила она «не миллион рублей, а больше». Журналисты поинтересовались, есть ли концепция в открытом доступе, где можно с ней ознакомиться, ответ Миквабия на эти вопросы был отрицательный: нигде.
Почему такой важный документ, который касается всего населения страны, ее экологической безопасности и здоровья граждан, скрыт от глаз любопытного населения – не понятно, было бы логично ожидать, что нам ее широко презентуют и расскажут о том, в чем суть этой концепции и как правительство планирует действовать в соответствии с ней.
Впрочем, это уже вопросы к правительству, а не к руководителю УКС, а Миквабия рассказывал о мусорном полигоне, построить который распорядился президент Абхазии Рауль Хаджимба.
4 декабря 2018 года, после того как жители сухумского района Маяк перегородили проезд мусоровозам на городскую свалку, президент поручил администрации Гулрыпшского района выделить земельный участок для размещения полигона твердых бытовых отходов. Министерству финансов поручил не позднее первого квартала 2019 года начать финансирование работ по обустройству нового полигона твердых бытовых отходов в Гулрыпшском районе и изыскать средства для приобретения специальной техники для вывоза и прессования твердых бытовых отходов.
Между тем в Инвестиционную программу, финансируемую Российской Федерацией, в 2017 году было заложено 225 млн рублей на «Систему обращения с отходами». В том числе 100 млн рублей выделялось на приобретение спецтехники и 12,6 млн рублей – на приобретение контейнеров.
В 2017 году в рамках Инвестпрограммы было закуплено 29 единиц мусороуборочной техники на сумму 99 млн рублей. Игорь Миквабия уточнил:
«В 2017 году мы завершили первый этап – это контейнеры для мусора и соответствующая техника, машины и так далее. Мы приобрели шесть больших КамАЗов для вывоза контейнеров типа «лодочка», восьми кубовых; более 30 контейнеров, которые мы распределили по районам; КамАЗы с задней загрузкой для вывоза евроконтейнеров, которые вы у нас по городу видите; порядка семи машин на базе газели Nest. С техникой у нас вопрос решен, насколько мне известно. Эта техника справляется с теми объемами мусора, которые у нас сегодня существуют».
Самый острый вопрос – это стихийные мусорные свалки по всей территории Абхазии, чтобы их закрыть, нужно построить специализированный полигон, Игорь Миквабия сообщил:
«То, что мы собираемся делать, – это полигон твердых бытовых отходов. Почему-то его путают с обычной свалкой, но это – абсолютно разные вещи. Свалка – абсолютно стихийная, на нее свозится несортированный мусор. В рамках этой концепции у нас должны уже начаться предпроектные работы, но они могут начаться только после того, как будет выделен какой-то конкретный земельный участок. Нам была предоставлена возможность исходить из трех зон, которые максимально помогут решить вопрос основного поставщика мусора – столицы. Это – Гулрыпшский, Очамчырский и Галский районы, которые предоставили какие-то участки. Мы их изучили и занимаемся изучением тоже. Думаю, до конца этого месяца мы определимся, с каким местом будем работать».
В планах у правительства заложить под полигон шесть карт (частей объекта), каждая площадью примерно 12 гектаров. Одной карты полигона, по словам Миквабия, хватит для складирования мусора в течение 8-10 лет. Основные требования к территории под полигон заключаются в том, что она должна быть на расстоянии не менее одного километра от жилья, вдали от рек и речушек, а место должно быть ровным и достаточным по площади. Игорь Миквабия пояснил:
«Полигон – это комплекс для обеззараживания, складирования и переработки мусора. Каждое такое сооружение обязано отвечать основным требованиям: отходы хранятся в изоляции, чтобы обеспечить полную санитарную и эпидемиологическую безопасность. Конструкция учитывает все процессы, происходящие с мусором во время хранения, скорость и объем выделения газов, увеличение количества отходов, уплотнение их специальной техникой и так далее. Предусматривается возможность дальнейшего использования и рекультивации участка земли, на которой расположен полигон. На данном этапе самый оптимальный вариант в Гулрыпшском районе, но это не окончательное решение, потому что все зависит от того, что скажут гидрологи, которые проведут изыскания. Если гидрологи скажут, что там строить нельзя, потому что это может повлиять на нашу экологию, мы вынуждены будем искать другое место».
В 2018 году из средств, выделенных в рамках Инвестиционной программы на «Систему обращения с отходами», не было освоено ни рубля. На вопрос, почему в 2018 году ничего в рамках этой проблемы не делали, Миквабия ответил, что очень сложно получить акт выделения на землю, и местные власти не смогли определиться с участком. В сентябре 2018 года только Гагра такой акт подготовила.
В 2019 году планируется освоить 113 млн рублей на строительство полигона. Его территория должна быть огорожена, освещена, рядом с ней должна стоять сортировочная линия для мусора и дезинфекционная станция для машин, выезжающих с полигона. Миквабия сообщил, что пресс-компакторные станции в каждом районе Абхазии в 2019 году не предусмотрены. Мусор, по его мнению, должны прессовать КамАЗы, который его перевозят.
На вопрос о том, есть ли обратная связь с жителями тех мест, где планируется строить мусорный полигон, Миквабия ответил: «По-моему, решать проблему надо исходя из того, насколько это безопасно в этой местности. А если все эти хотелки каждого персонально учитывать, да, мы никогда в жизни ничего не решим. Когда и где в мире, скажите, с населением обсуждается, какой глубины канава, это не его дело, понимаете! Где вы видели, чтобы обсуждали серьезный вопрос? Кто у кого спрашивает, где они будут строить полигон, если вам экологи дали добро, профильные ведомства дали добро? Если мы будем всех подряд спрашивать, мы ни к чему хорошему не придем, мы не построим никогда ничего!»
Директор УКСа считает, что людей можно не спрашивать, строить в километре от них мусорный полигон или нет. Но мы уже знаем, что запах от действующей мусорной свалки может разноситься ветром на несколько километров вокруг. А мусорный полигон – это усовершенствованная, но все-таки свалка. Значит, с людьми надо разговаривать, им надо объяснять, какие возможны последствия, как они будут устраняться. Их надо убедить, что мусорный полигон не будет осложнять им жизнь в будущем.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии