О политическом реванше и притеснениях бизнеса заговорили оппоненты «Грузинской мечты». Поводом для критики власти и лидера правящей партии, миллиардера Бидзины Иванишвили, послужила ситуация вокруг основателя крупнейшего в Грузии «ТВС банка» Мамуки Хазарадзе. Накануне Нацбанк Грузии распорядился об отстранении его с поста председателя наблюдательного совета банка. В ответ Хазарадзе заявил о многомесячном давлении на него и его бизнес-компаньона и упомянул проект глубоководного порта Анаклия, строительство которого осуществляет его компания.
«Мы не уступим наше дело, свободу и честь», – написал на своей странице Facebook основатель, глава наблюдательного совета «ТБС банка» Мамука Хазарадзе.
Ранее незамеченный в громких заявлениях, банкир был раздосадован решением Нацбанка. Накануне госрегулятор обязал акционеров банка в течение двух месяцев сместить с должности председателя наблюдательного совета – самого Хазарадзе – и еще одного основателя банка, его заместителя Бадри Джапаридзе. До реализации распоряжения Хазарадзе и Джапаридзе запрещено ставить подписи на документах банка.
Нацбанк решил, что имеется конфликт интересов, поскольку Хазарадзе и Джапаридзе фигурируют в деле об отмывании денег в размере 17 миллионов долларов. Речь идет о денежных перечислениях 11-летней давности, которые прокуратура и Нацбанк сочли подозрительными спустя 10 лет, летом 2018 года. В свою очередь, обществу об этом стало известно в начале 2019-го.
И лишь накануне в своем посте Мамука Хазарадзе заявил, что уже восемь месяцев, как против банка и него лично идет организованная кампания, завершением которой и стало вчерашнее решение Нацбанка:
«Большое подозрение вызывает и то, что в ускоренном темпе вынесенное решение и кампания против нашей репутации происходят именно сейчас, когда мы так близки к успешному осуществлению важнейшего для нашей страны проекта – (строительства) порта Анаклия».
И хотя Хазарадзе больше ничего не уточнил, упоминание глубоководного порта Анаклия возродило острую дискуссию в обществе о том, что на порт, который холдинг Хазарадзе строит вместе с американской «Конти групп», якобы глаз положил миллиардер и основатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили.
Обсуждали сегодня и другую версию причин «наезда» на Хазарадзе. К примеру, издание pressa.ge утверждает, что власти не простили Хазарадзе кредит, выданный его банком оппозиционному телеканалу «Рустави 2» в момент, когда был наложен арест на счета телекомпании из-за судебной тяжбы с ее бывшим владельцем.
Представители Нацбанка и власти категорически опровергают обвинения в незаконности данных решений. Нацбанк заявил, что напротив – эти меры нацелены на укрепление банка и его акций.
Однако эти заявления не убедили экономиста, главу НПО «Общество и финансы» Георгия Кепуладзе. Он хорошо помнит, как Иванишвили публично порицал Хазарадзе за то, что тот «нормально даже спасибо не сказал» ему. А ведь он, Иванишвили, похлопотал за Хазарадзе, чтобы бизнесмен Вано Чхартишвили не требовал с него выигранную в суде многомиллионную сумму. Что же касается акций, то на Лондонской бирже ценные бумаги ТБС за сутки подешевели на 7%, продолжает Георгий Кепуладзе:
«Больше ясности должны внести Нацбанк, прокуратура и сам коммерческий банк. В первую очередь он несет потери, но в конечном счете, по принципу домино, это плохо повлияет на экономику страны. И Мамука Хазардзе обязан объясниться: он говорит, что восемь месяцев против него шла кампания. Но до этого он ничего не заявлял. Припоминаю единственное его заявление в преддверии второго тура президентских выборов. Там он косвенно поддержал правящую силу, говорил о недопустимости возвращения смуты в стране».
Такое поведение Кепуладзе подталкивает к мысли, что все это время Хазарадзе пытался кулуарно договориться с представителями власти. Но, видимо, не получилось.
Вместе с представителями оппозиции от банкира Хазарадзе и властей прозрачности требуют и представители гражданского сектора.
«Строительству порта Анаклия не должно ничего угрожать», – говорится в специальном заявлении грузинского филиала Transparency International. Представитель НПО Бесо Намчавидзе отмечает, что чем дольше стороны будут хранить молчание, тем больше спекуляций и подозрений появятся в обществе:
«С портом Анаклия вместе с экономическим встает и политический вопрос. Потому что у порта очень важная транзитная и геополитическая функция, и большие ожидания у доноров из Европы, Америки. Речь идет даже о том, что большая часть грузов НАТО пойдут через этот порт. И вот сейчас начались разговоры о том, что якобы Россия против строительства данного порта. Без ясности в этом деле, когда на таком фоне появляются такие трудности у реализатора строительства, все это вызывает большие вопросы».
Строительство первого глубоководного порта на Черном море должно завершиться в 2020 году. Его пропускная способность достигнет 100 миллионов тонн, там будут трудоустроены 16 тысяч человек. Об этом ранее заявлял сам основатель «ТБС банка» Мамука Хазарадзе.
Строительный бум в Анаклии начался 10 лет назад, еще при президенте Михаиле Саакашвили.