Accessibility links

Семейный кодекс Арашуковых стал уголовным


Сенатор Рауф Арашуков (в центре) после заседания Басманного суда по избранию меры пресечения, 30 января 2019 г.
Сенатор Рауф Арашуков (в центре) после заседания Басманного суда по избранию меры пресечения, 30 января 2019 г.

30 января Москве были задержаны отец и сын Арашуковы, соответственно, гендиректор «​Газпром межрегионгаза»​ и сенатор от Карачаево-Черкесской республики. Младшего Арашукова, Рауфа, впервые в истории Совета Федерации задержали во время заседания федерального собрания, с участием генпрокурора Юрия Чайки и руководителя Следственного комитета Александра Бастрыкина. Старшего задержали в этот же день, в его рабочем кабинете.

Рауф Арашуков был задержан утром в ходе заседания Совфеда, сразу после снятия с него неприкосновенности. По версии Следственного комитета Арашуков-младший причастен к двум убийствам, совершенным в 2010 году, – лидера молодежного движения «Адыгэ Хасэ» Аслана Жукова и советника президента Карачаево-Черкесии Фраля Шебзухова. Также сенатор подозревается в организации преступного сообщества.

Вскоре появилась и другая новость – о задержании отца сенатора Рауля Арашукова, советника гендиректора «Газпром межрегионгаза» в рабочем кабинете в здании Газпрома. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на источник, отца и сына подозревают в причастности к преступной группе, похитившей более 10 миллиардов рублей.

Семейный кодекс Арашуковых стал уголовным
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:50 0:00
Скачать

В основе обвинения против сына-сенатора показания исполнителей убийств Жукова и Шебзухова, которые в разные годы указывали на Рауфа Арашукова как на заказчика преступления. Исполнители получили от 14 до 19 лет лишения свободы, а вот их показания по поводу заказчика сотрудники следственного управления по Карачаево-Черкесии все эти годы просто не замечали.

Дело сдвинулось, когда в 2018 году дела об убийствах Жукова и Шебзухова по распоряжению Александра Бастрыкина были переданы в центральный аппарат СКР.

Когда Бастрыкин приехал в офис СКФО в Ессентуках, его встретил пикет родственников Жукова и Шебзухова, требующих объективного расследования убийств. Бастрыкин с ними поговорил, выразил удивление и озабоченность, обещал разобраться. Формально с этого все и началось

Усилия родственников, их стойкость, конечно, делают им честь, но в России одного этого недостаточно. Как мне рассказывали знающие люди, в последние годы отец и сын в геометрической прогрессии множили число своих противников и поводов для подобной развязки, и в какой-то момент ситуация созрела...

Читатели привыкли, что за заказными убийствами стоит выгода, передел собственности или власти. Здесь же все иначе. Что объединяет эти два убийства – Аслана Жукова и Фраля Шебзухова? Прежде всего, то, что они лишены всякого смысла. Абсолютно. В них нет ни одного признака целеполагания, ни намека на прагматику. Этих людей просто не за что было убивать.

По показаниям киллеров, Рауф Арашуков хотел стать председателем правительства, но глава республики Борис Эбзеев и слышать об этом не хотел. Тогда он решил подговорить Аслана Жукова, чтобы тот организовал захват или погром дома правительства черкесской молодежью, требующей, чтобы Арашукова назначили на пост премьера.

Жуков отказался, и в марте 2010 года это стоило ему жизни.

Спустя два месяца Борис Эбзеев собирался назначить Фраля Шебзухова на пост премьера. Рауф решил предотвратить это назначение – заказал побить и попугать Шебзухова, но киллеры перестарались: избили несчастного бейсбольной битой и застрелили.

Бессмысленность этой истории в том, что это убийство не открывало 24-летнему Рауфу дорогу к премьерству, потому что глава республики был категорически против его кандидатуры.

То есть за смертями двух людей нет ничего, кроме каприза великовозрастного детины. Здесь крайняя жестокость как возможность самоутвердиться, обозначить себя членом особого сословия, новым сувереном.

Я по этому поводу общался с некоторыми из его школьных учителей, они вспоминают, что мальчик с детства был избалован сверх всякой меры. Приходил в класс с кипой денег, предлагал тысячу рублей любому, кто завяжет ему шнурки. Или предлагал солидные вознаграждения тем, кто доведет до истерики непонравившегося ему учителя.

Когда «ребенку» исполнилось 18 лет, папа зачем-то сделал его депутатом городской думы Ставрополя. Может, оттуда и его страсть к политике, как он ее понимает, к должностям?

В 22 года он был уже министром труда и социальной защиты Карачаево-Черкесии, а через несколько месяцев главой Хабезского района. В 31 год стал самым молодым членом Совета Федерации.

Никакой пользы семье это не давало, скорее, наоборот, «политическая деятельность», сопровождаемая отвратительными скандалами и уголовщиной, стала главной статей расходов в семье и главным источником проблем для отца. Попытки одернуть сына, вернуть к какому-то вменяемому поведению результатов не давали. Говорят, последние два года он окончательно отбился от рук.

Как мне рассказывали, месяца два-три назад в присутствии широкого круга родственников он сказал сыну: «Знай, если сегодня я умру, завтра тебя положат рядом со мной». То есть это был такой призыв одуматься и пожалеть отца.

Во второй половине 2018 году все как-то посыпалось сразу. Друг Аслана Жукова – Руслан Карданов – провел собственное расследование и выяснил, что Рауф подделал документы, скрыл вид на жительство в ОАЭ от коллег из Совета Федерации.

А тут еще новая волна расследования по убийствам. А еще до этого, года два назад, он разочаровал Рамзана Кадырова и лишился его покровительства.

Как мне рассказывали информированные люди, полномочный представитель президента России в Северо-Кавказском федеральном округе, член Совета безопасности России Александр Матовников будто бы доложил наверх, что Арашуковы деструктивно влияют на ситуацию в субъекте...

В какой-то момент количество негатива достигло некой критической массы и созрело политическое решение сразу по сыну и по отцу. В этом смысле неслучайно, считают эксперты, что задержания произошли почти одновременно по делам в общем-то юридически между собой не связанным.

И еще – эта история с продолжением. В республике затишье перед грозой. Одному богу известно, какие оргвыводы сделает центр, какие кадровые решения по республике за этим последуют. Кто знает, какие показания дадут задержанные, кого за собой потащат.

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG