Accessibility links

46% сомнений в грузинской демократии


Большинство опрошенных полагает, что в Грузии демократии нет, и число таких людей возросло
Большинство опрошенных полагает, что в Грузии демократии нет, и число таких людей возросло

«Граждане Грузии теряют веру в демократическое развитие страны, хотя в последних выборах приняли участие с энтузиазмом». Это, по сути, главный вывод, к которому пришли авторы очередного исследования NDI – Национального демократического института. Чем в основном, по мнению большинства опрошенных, занимаются депутаты парламента, чего респонденты ждут от нового президента и сталкиваются ли со случаями коррупции?

Подавляющее большинство – 92% граждан полагают, что жить в условиях демократии важно для них. Однако только 43% опрошенных согласны с тем, что в Грузии она сегодня есть, в отличие от большинства – 46%, которые с этим не согласны. И это самый высокий показатель за последние шесть лет с 2013 года, сказано в исследовании.

Люди полагают, что по большей части их мнение не отражается на решениях, принимаемых правительством. Так, 36% опрошенных сказали, что не имеют совершенно никакого влияния на эти решения, а 14% все-таки полагают, что в малой степени, но влиять все же могут.

46% сомнений в грузинской демократии
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:10 0:00
Скачать

Вероятно, отсюда следует и то, как они, граждане, оценивают деятельность правительства. Оценку «хорошо» поставили ей 44% опрошенных, в то время как 50% выбрали вариант «плохо». К парламенту, судя по данным, отношение еще более негативное. 71% считает, что депутаты по большей части заняты выяснением отношений между собой, грызней, 57% – что парламент плохо организован и неэффективен, и 55% – что законодательный орган не смог выдвинуть на первый план важные политические вопросы. Говорит директор офиса NDI в Грузии Лора Торнтон:

«Главное открытие этого исследования – это то, что население теряет веру в демократическое развитие. Это отчасти обусловлено тем, что уровень доверия людей по отношению к правительству, парламенту, представительным институтам и к политическим партиям – низкий. Впрочем, есть и противоположное открытие – люди хотят демократии и с энтузиазмом участвовали в выборах. Оценка президентских выборов между тем разная, выявились определенные проблемы, например, запугивание, хотя были и позитивные оценки».

Еще одна «больная» тема, которую выявило исследование, – коррупция. Большинство граждан Грузии полагают, что на сегодняшний день в той или иной мере она присутствует во всех структурах – в государственных институтах, полиции, местных самоуправлениях, прокуратуре и др. При этом основной формой ее проявления большинство называет непотизм. Так, в то, что в министерствах существует данное явление, верит 63%, а 61% полагает, что непотизм имеет место в органах самоуправления на местах.

Представители оппозиции убеждены: народ не обманешь, и исследование – яркое тому подтверждение. Говорит Георгий Канделаки – секретарь парламентской фракции «Европейская Грузия»:

«Все мы помним, взять хотя бы недавние случаи, – как, к примеру, была сделана запись того, как мэр Зугдиди вымогал взятку у бизнесмена, помним случаи коррупции в судах, помним множество непрозрачных и подозрительных тендеров. Кроме того, люди ежедневно видят, как на должности, особенно в регионах, назначают родственников, друзей, часто людей, которые читать-писать нормально не умеют. И, конечно, за то, что коррупция снова вернулась в страну, ответственна «Грузинская мечта».

Тем временем в «Мечте» не видят особых поводов для беспокойства. Министр экономики и устойчивого развития Георгий Кобулия сослался на личный опыт – заявил, что за год работы в госструктуре ни разу не сталкивался с коррупцией, и более того, даже не слышал о подобном. В свою очередь Леван Давиташвили – министр защиты окружающей среды и сельского хозяйства высказал сомнения по поводу достоверности данных исследования.

«Существуют более надежные индексы относительно восприятия коррупции, и давайте будет руководствоваться ими. NDI – авторитетная организация, впрочем, в случае с Грузией их исследования и прогнозы часто отличаются от реальности», – считает министр.

Почему большинство опрошенных полагает, что в Грузии демократии нет, и число таких людей возросло? Основатель Центра стратегического анализа Грузии Торнике Шарашенидзе считает, что на мнение людей главным образом повлияли два момента:

«Все видели тот ужас, который творила правящая сила в ходе выборов. Я думаю, что это и есть главная причина того, что возросло количество людей, полагающих, что демократии в Грузии нет. Это действительно так. Мы все ведь не с неба упали, и все хорошо видим. И второй фактор – это судебная система. Население убедилось, что нынешняя власть не собирается освобождать ее (от влияния)».

Исследование NDI было проведено в период с 6 по 20 декабря 2018 года. В нем приняли участие 2205 человек.

XS
SM
MD
LG