За последние два месяца Европейский суд по правам человека рассмотрел более 30 дел, связанных с похищением и последующим исчезновением жителей Чечни и Ингушетии в период с 2000 по 2005 год. Последние постановления по 20 таким делам ЕСПЧ вынес 22 января текущего года. Интересы одной из заявительниц, жительницы Ингушетии, чей муж был похищен силовиками в 2004 году, представляли юристы ПЦ «Мемориал».
Все это, как говорится, дела давно минувших дней, и российские власти на протяжении очень длительного времени ничего не предпринимали для того, чтобы установить судьбу похищенных людей.
Показательный пример – дело Гирихана Цечоева, жителя станицы Орджоникидзевская (ныне г. Сунжа), похищенного сотрудниками силовых структур 10 июля 2004 года на окраине селения Мужичи. На следующий день после похищения домой к матери похищенного пришли сотрудники Сунженского РОВД и провели обыск. Глава криминальной милиции Сунженского РОВД Иса Мержоев объяснил хозяйке дома, что ее сын задержан по подозрению в убийстве и передан сотрудникам ФСБ. Мержоев также сообщил, что решается вопрос о доставлении Гирихана Цечоева в Сунженский РОВД. Информацию о задержании подтвердили и в прокуратуре Сунженского района, куда 12 июля 2004 года с жалобой на неправомерные действия сотрудников силовых структур обратился брат похищенного Уматгирей. Прокурор Гилани Мержуев заверил Уматгирея Цечоева в том, что после того, как сотрудники ФСБ проведут следственные действия, Гирихана доставят в отдел милиции.
13 июля в рамках проверки заявления Уматгирея его опросили в прокуратуре Сунженского района. И в этот раз подтвердили, что Гирихан находится в УФСБ по РИ. Однако в последующие дни Гирихана Цечоева так и не доставили в Сунженский РОВД. Судьба его оставалась неизвестной родственникам. Они обращались в ФСБ, УВД, к президенту Ингушетии и в другие ведомства с просьбой найти Гирихана. Ответов по существу они так и не получили.
Только 27 августа 2004 года родственники пропавшего сумели добиться того, что прокуратура Сунженского района возбудила уголовное дело о похищении человека.
В ходе расследования несколько свидетелей сообщили, что Цечоева задержали около 11 утра 10 июля военнослужащие Бамутской военной комендатуры (село Бамут расположено на территории Чеченской Республики), которые проводили операцию у села Мужичи (Ингушетия). Руководил группой генерал-майор Старков. Военные передали Цечоева неким сотрудникам ФСБ (принадлежность этих сотрудников к какому-либо территориальному управлению не установлена). Те посадили Гирихана в белую «Ниву» и увезли в неизвестном направлении.
Следователи прокуратуры Сунженского района приостанавливали расследование в связи с невозможностью установить предполагаемых преступников. Затем вышестоящие инстанции признавали приостановку незаконной, и расследование должно было продолжаться. Так повторялось много раз.
Расследование велось спустя рукава, со многими упущениями. В частности, не были допрошены многие свидетели, не проводились очные ставки между свидетелями, не был составлен фоторобот похитителей. Несмотря на то что в показаниях свидетеля Пигорева есть описание похитителей, потерпевшие по уголовному делу не имели возможности ознакомиться с материалами расследования. Российские суды, куда с жалобами обращались представители родственников пропавшего, признавали некоторые недостатки следствия, но это не способствовало их исправлению.
10 августа 2005 года Сунженский районный суд признал Гирихана Цечоева пропавшим без вести.
21 апреля 2009 года жена похищенного Аза Кукурхоева при помощи юристов ПЦ «Мемориал» подала жалобу в ЕСПЧ.
22 января 2019 года Европейский суд по правам человека признал, что российские власти ответственны за похищение и вероятную гибель Гирихана Цечоева, а также за то, что не было проведено эффективное расследование преступления.
В деле нарушены статьи: 2 (право на жизнь), 3 (запрещение пыток), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и 13 (право на эффективные средства правовой защиты) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
ЕСПЧ вынес решение выплатить жене Гирихана Цечоева Азе Кукурхоевой 60 тысяч евро в качестве компенсации за нанесение морального ущерба.
«Данное постановление уже вступило в силу, и, даже если Россия выйдет из Совета Европы, правительство России должно будет исполнить все свои обязательства по вступившим в силу решениям ЕСПЧ», – говорит юрист ПЦ «Мемориал» Иса Гандаров. По его словам, обязательства заключаются не только в выплате компенсации морального и материального ущерба, но и в эффективном расследовании похищения. Однако на практике исполнение постановлений ЕСПЧ ограничивается выплатой денежных компенсаций.
Примечательно, что спустя ровно 12 лет после похищения Гирихана Цечоева в городе Белгород сотрудниками ФСБ был задержан его сын, Илеза Цечоев, 1993 г. р. Молодой человек не пропал, но был обвинен в пособничестве боевикам. В феврале 2018 года Северо-Кавказский окружной военный суд признал Илеза Цечоева виновным и осудил его на шесть лет лишения свободы.