Бидзина Иванишвили сегодня публично обвинил однопартийца, депутата Эку Беселия в том, что она пошла против команды. В своем письменном заявлении он выразил недовольство тем, что свою отставку она связала с вопросом бессрочного назначения судей Верховного суда.
Кто заставил Бидзину Иванишвили покинуть зону комфорта и вернуться в политику в мае прошлого года? Одного из виновников сегодня он назвал в своем заявлении. Им оказалась «ветеран» «Грузинской мечты», депутат Эка Беселия. Иванишвили называет «непонятным» ее поступок уйти громко с должности главы юридического комитета, связать свой уход со скандальным списком судей, которых парламент должен утвердить на бессрочное служение грузинской Фемиде. Большинство из них, по словам Беселия, были служителями несправедливого режима президента Михаила Саакашвили. И ее в этой уверенности поддерживают некоторые однопартийцы и представители гражданского сектора.
Но из письма Иванишвили становится ясно, что судьи здесь ни при чем. Еще летом в команде «Грузинской мечты» решили ее отстранить от руководства парламентским комитетом и дать ей символическую должность – заместителя спикера парламента. «Она пошла против команды и принципа командности», – говорится в письме-заявлении Иванишвили:
«Это решение было связано с теми трудностями, которые возникли в команде в 2017-м и которые я назвал одной из главных причин моего возвращения в политику – это был дефицит командного единства».
«Приеду и на все пролью свет», – заявила Эка Беселия, которая сейчас во Франции принимает участие в заседании комитета по избранию судей ЕСПЧ.
Ранее Беселия часто употребляла слово «мудрый», когда комментировала позицию партийного лидера. Так было и летом прошлого года, когда она защищала идею Бидзины Иванишвили не выставлять партийного кандидата на президентские выборы, а поддержать независимого кандидата Саломе Зурабишвили. И вот тогда Эка Беселия сказала:
«Если мы на это посмотрим с точки зрения не партийных интересов, а общественных, – это новая политическая культура, когда правящая сила говорит, что поддержит не своего кандидата, а независимого».
Но сегодня эта «новая политическая культура» проявила свои старые черты. После того как лидер партии выступил с публичным порицанием, вице-спикер Гия Вольский уже не видит возможности работать с Беселия в одной команде. Правда, выражение «исключить из партии» ему не нравится, Вольский нашел другое:
«Исключение плохое слово… но с такими позициями мы вместе в команде не сможем остаться. В какой форме произойдет расставание, будущее покажет».
Для оппозиционеров все это стало еще одним доказательством того, что всем правит Бидзина Иванишвили и Беселия проиграла эту игру, говорит лидер фракции «Нацдвижения» Роман Гоциридзе:
«Сегодня мы видим наказание тех, кто посмел выразить мнение, отличное от мнения Бидзины Иванишвили. Это первый случай показательной порки – кто так поступит, его накажут. В «Грузинской мечте» партийная диктатура», – заключил Роман Гоциридзе.
Несмотря на то что представители гражданского сектора тоже выступают против этого судейского списка, они не спешат встать на ее защиту. До недавнего времени она проводила законопроекты, не принимая во внимание рекомендации правозащитников. И часто называла их оценки «крайне преувеличенными и необъективными».
Это не первый случай, когда Беселия оказывается вовлеченной в списочные скандалы. В декабре 2015-го бывший глава президентской комиссии по помилованию Алеко Элисашвили обвинил ее в давлении с целью включить в список помилованных угодных Беселия людей. Тогда он назвал даже сумму: якобы протекторат Беселия стоил 200 тысяч долларов. Тогда Беселия вызвали в прокуратуру на допрос, но дальше громких обвинений дело не пошло.
Был еще один скандал, на заре политической карьеры Эки Беселия в «Грузинской мечте». В ноябре 2012-го члены двух наиболее авторитетных НПО – Ассоциации молодых юристов и «42-й статьи Конституции» – покинули рабочую группу, заподозрив главу парламентского комитета Эку Беселия в попытке оказать протекцию некоторым претендентам на получение статуса политзаключенного. Эти две организации одобрили лишь 80 из 200 предложенных к рассмотрению кандидатур. Изучить все дела, по их словам, не было возможности, так как Беселия всеми способами пыталась утвердить список как можно скорее.
«К нам подошел человек – я не имею права назвать его имя, скорее всего, он в скором будущем сам сделает заявление, – который рассказал о том, каких именно людей проталкивали в список. Он лично принимал участие в переговорах и обсуждал этот вопрос с Беселия», – рассказала тогда на пресс-конференции глава Ассоциации молодых юристов Тамар Чугошвили. Сейчас Чугошвили – вице-спикер парламента, член той части команды «Грузинской мечты», которую сегодня открыто поддержал лидер партии Бидзина Иванишвили. И ей, как и в свое время Беселия, очень понравились акценты в заявлении партийного лидера.
Впрочем, некоторые наблюдатели полагают, что Беселия не сдастся без боя. Она опытный политик и адвокат, бравшаяся всегда за громкие дела, защищала интересы в 2011-м, в том числе и Бидзину Иванишвили, когда «Нацдвижение» Михаила Саакашвили препятствовало его приходу в политику. Тогда Эка Беселия, видимо, не могла предвидеть, что спустя восемь лет впадет в немилость у бывшего клиента.