Первый рабочий день нового президента Саломе Зурабишвили в новой президентской администрации принес и первый скандал. Она сообщила журналистам, что своим представителем в парламенте назначила адвоката Дмитрия Габуния. Его кандидатура для грузинских защитников прав женщин оказалась неприемлемой.
Легкой элегантной походкой и в столь же элегантном костюме президент Саломе Зурабишвили пришла в президентскую резиденцию на улице Атонели к полудню. Ждавшие ее у ворот представители СМИ последовали за ней, чтобы увидеть ее временный рабочий кабинет и услышать о первых назначенцах ее администрации.
Рабочий стол, как и кабинет, был практический пуст: ни персонального компьютера, ни телефона, да и других канцелярских принадлежностей на столе не было. На стене за президентским креслом – государственный герб Грузии, вдоль стен – флаги. Словом, это был кабинет, в котором хозяину еще придется обживаться, и, судя по широкой улыбке, Саломе Зурабишвили это не смущает, поскольку на это у нее еще целых шесть лет.
«Войдя в первый день во дворец Атонели… я так счастлива… знаю, что не все еще в той форме, как это должно будет выглядеть через несколько недель или месяцев. Но уже есть возможность начать работу…»
Искрящаяся счастьем президент была искренна. Перед тем как стать президентом, Саломе Зурабишвили очень часто и детально, словно занималась визуализацией, рассказывала, как она пешком от своего дома будет добираться до президентской резиденции на улице Атонели, потом пешком пройдется по расположенному поблизости рынку, сама будет покупать продукты, будет общаться с народом.
Близкое расположение резиденции к ее дому в Старом Тбилиси было для нее одним из плюсов этого здания в противовес президентской администрации в Авлабаре, которую построил третий президент Михаил Саакашвили, политика которого неприемлема для пятого президента и поддержавшей ее на выборах «Грузинской мечты».
Есть еще один плюс у новой, пока не до конца отремонтированной резиденции в глазах Саломе Зурабишвили. Это здание – бывший дворец князей Орбелиани, потому ей здесь комфортно как потомку князей Бараташвили и Орбелиани. Со счастьем от пребывания в резиденции на Атонели президент сегодня пообещала поделиться и с журналистами:
«Здесь будет и ваш дом, – обратилась Саломе Зурабишвили к журналистам, – есть у меня и другие мысли о том, как нам выстроить отношения по-новому, чтобы я могла с вами «не под запись» поговорить о таких вопросах, которые вам нужно знать, но необязательно сразу делать публичным».
С учетом того, что, будучи еще не президентом, Саломе Зурабишвили была резка с журналистами, порой советовала им «хотя бы чуть-чуть пошевелить мозгами», пока остаются неясными перспективы такого неформального общения.
Сообщила президент о своих первых кадровых назначениях – главой администрации будет Лаша Жвания, бывший министр экономики, глава Фонда патриарха Илии Второго. А парламентским секретарем президента будет адвокат Дмитрий Габуния.
Дел у них невпроворот. Нужно перенести инвентарь из авлабарской резиденции, решить судьбу 140 сотрудников администрации при президенте Георгии Маргвелашвили. Их число сократится до 60, по решению правительства. Да и с парламентом придется много общаться, а в первую очередь нужно приостановить полномочия Саломе Зурабишвили как депутата, сказал Дмитрий Габуния:
«Вся эта процедура расписана в регламенте и в Конституции, и нигде не указаны сроки, за какой период нужно это осуществить. Поэтому мы сегодня обратимся к председателю парламента о досрочном приостановлении депутатских полномочий госпожи Саломе Зурабишвили».
Дмитрий Габуния тем самым, видимо, хотел поставить точку в дискуссиях о том, что до сих пор Саломе Зурабишвили числится депутатом. Хотя другой, более острый вопрос парламентский секретарь оставил открытым. Дмитрий Габуния, как и пресс-служба президента, не ответил на вопрос «Эха Кавказа» о протесте защитников прав женщин.
Еще 7 декабря около десяти НПО обратились к президенту Саломе Зурабишвили с призывом не назначать Дмитрия Габуния на эту должность. Он был адвокатом бывшего главы НПО «Агентство развития гражданского общества» Звиада Девдариани, которого несколько женщин уличили в сексуальных домогательствах.
Мы протестуем не против того, что Габуния защищал интересы своего клиента Девдариани, поясняет представитель НПО «Женщины за общее будущее» Ида Бахтуридзе:
«Для нас тревожным является то, что в публичных заявлениях Габуния говорил так, как будто сексуальное домогательство – это норма. Ему принадлежат следующие слова: «Девдариани ничего такого не делал, чего не делал бы каждый из нас». Габуния говорил от первого лица, признаваясь тем самым, что и сам совершал такие поступки. Когда президент-женщина говорит, что пришла для защиты интересов женщин, а потом принимает такое решение, это значит, что она игнорирует все те проблемы, перед которыми стоят женщины».
Правозащитные НПО намерены в субботу организовать акцию протеста у президентского дворца на Атонели и потребовать отставки Дмитрия Габуния с должности парламентского секретаря президента.