Accessibility links

Грузинские политики воюют за армию


Политики из противоборствующих лагерей согласны в одном – недопустима политизация армии
Политики из противоборствующих лагерей согласны в одном – недопустима политизация армии

Скандальное интервью министра юстиции Грузии провластному телеканалу «Имеди», в ходе которого Тея Цулукиани обмолвилась о возможной индивидуальной ответственности грузинских военнослужащих по делу о возможных военных преступлениях в ходе войны августа 2008 года, получило продолжение. В полемику включились высокопоставленные представители правящей партии и оппозиции. А также экспертное сообщество.

«Национальное движение» решило нанести удар по фундаменту страны, вооруженным силам Грузии и их единству – так считает мэр Тбилиси. Каха Каладзе подключился к спору вокруг возможного привлечения грузинских военных к Гаагскому трибуналу по делу о военных преступлениях в ходе августовской войны. Градоначальник на специальном брифинге поспешил заверить грузинскую общественность, что оппоненты власти распространяют ложную информацию о том, что участникам российско-грузинской войны 2008 года якобы угрожает опасность предстать перед судом в Гааге:

«Мы склоняем головы перед нашими героями и с полной ответственностью заявляем, что для подобных абсурдных заявлений не существует никаких даже теоретических оснований, и «Национальное движение» бессовестно пытается ввести в заблуждение общественность и наших героев, использовать их имя в своих партийных интересах. Наших героических офицеров, сержантов и рядовых, брошенных тогдашним политическим руководством, ожидает не суд, а слава и уважение благодарного им грузинского народа. Суд грозит оккупантам и бандформированиям, осуществившим этническую чистку на грузинской земле».

Грузинские политики воюют за армию
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:09 0:00
Скачать

По словам Каладзе, «Национальное движение» не сможет «своей грязной ложью внести раздор в единство и стойкость вооруженных сил». При этом мэр пообещал, что не позволит кому-либо втянуть армию в политические игры.

«Мы не позволим никому, чтобы главное достижение властей и народа – деполитизированную армию опять втянули в политические игры! Вместе с народом мы будем защищать наших военных от вашего шантажа, в каждой международной структуре, где вы проиграли дела, мы их выиграем, объединим и поведем страну вперед, которую вы разобщили своим предательством».

Выступление мэра стало ответом на брифинг кандидата в президенты Грузии от объединенной оппозиции Григола Вашадзе, где он обвинил министра юстиции и открыто поддерживаемого правящей партией независимого кандидата Саломе Зурабишвили в поддержке позиции Москвы в международных судах по искам, касающимся войны августа 2008 года.

Беспокойство по поводу позиции руководства страны и госпожи Зурабишвили выражают и представители бывшего военного руководства страны. Вслед за озабоченностью, высказанною экс-начальником Генштаба ВС Грузии генералом Деви Чанкотадзе, прокомментировал ситуацию и бывший руководитель информационно-аналитического департамента МВД Грузии, а ныне основатель неправительственной организации «Ассоциация реформ Грузии» Шота Утиашвили. По его мнению, если в Гаагском суде осудят какого-либо грузинского военного, тогда окончательным результатом будет то, что признание Южной Осетии и Абхазии независимыми государствами будет оправдано:

«Так мы оправдаем и российскую военную агрессию, и признание т.н. Южной Осетии и Абхазии. Если кто-нибудь из Грузии будет осужден, с большой вероятностью из-за совершения двух преступлений: одно – нападение на миротворцев, и второе – неизбирательная атака на мирное население Цхинвали».

По словам бывшего чиновника, он лично ездил в Соединенные Штаты, чтобы просить о помощи в установлении фактов применения Россией запрещенных вооружений против мирного населения в ходе конфликта. Москва же, по его словам, настаивает на фабрикации доказательств с грузинской стороны. И заявления представителей руководства страны, ставящие под сомнение правомочность действий грузинской армии, может сыграть очень негативную роль в судебном разбирательстве.

Ажиотаж, поднявшийся вокруг слов Цулукиани и акцентов, сделанных оппозицией, заставил виновницу разразившегося скандала разъяснить свою позицию. Тея Цулукиани утверждает, что заявления оппозиции и связанных с ней экспертов не что иное, как попытка дискредитации власти перед вторым туром выборов. А то, что параллельно под удар ставится армия, политиков из числа противников действующей власти не особо заботит:

«Мы хорошо помним, как началась эта кампания. Первой целью «Национального движения», «Европейской Грузии» и их других подразделений стала дискредитация избирательной администрации, непрерывающиеся нападки, которые закончились безрезультатно. Когда все признали, что избирательная администрация и государство в целом провели первый тур выборов на профессиональном уровне, они продолжили нападать на различные институты. Сегодня осуществляются бессовестные нападки на то, что является одним из фундаментов нашей государственности, – это наша армия и солдаты. Я знаю, что члены «Национального движения» пытаются заставить солдат и наших бывших военнослужащих участвовать в этой провокации, но это у них не выйдет, потому что наша армия лучше всего знает, что в международных спорах правительство «Грузинской мечты» является их самым большим сторонником, это знают и они, поэтому провокации, которые осуществляются, не будут иметь результата».

Как отметила министр юстиции, цель ее ведомства – доказать в международном праве этническую чистку грузин, пытки военнопленных и убийства.

В защиту нынешнего руководства страны косвенно выступила последовательный оппонент «Грузинской мечты», член Высшего совета юстиции по президентской квоте, эксперт по международному праву Анна Долидзе. По ее словам, заявления «Национального движения» в связи с Гаагским судом спекулятивны, споры вокруг Гаагского суда во внутриполитических дебатах и во внутриполитическом противостоянии не отвечают интересам государства:

«Единственная позиция, которую мы должны отстаивать в Гааге и на международной арене, заключается в том, что в августовской войне 2008 года все виды преступлений совершила российская сторона. Единственное, что может установить Гаага, – это индивидуальную ответственность, что, как правило, касается не какого-либо солдата, а лидеров, то есть тех людей, которые могли отдать приказ. Был случай, когда к ответственности в Гааге был привлечен и президент. Наш интерес, который я всегда отстаивала, когда лично делала фотографии кассетных снарядов, и буду отстаивать и сейчас, это то, чтобы Россия была осуждена за эти преступления. Осуждена за агрессию, преступления против человечности и индивидуальные военные преступления. Может быть, будет осужден генералитет, может быть, президент. Наш государственный интерес состоит в том, чтобы доказывать, что за это все ответственна Россия. Использование этого вопроса во внутриполитических дебатах для сведения политических счетов наносит вред государственным интересам, а не какой-либо партии или движению».

В правящей партии заверяют: грузинская сторона представила в Гааге сотни доказательств, в том числе обломки ракет «Искандер», которые Россия использовала против Грузии. Что же касается утверждений оппозиции, то, согласно судебным процедурам, некоторые лица, в том числе военные, вполне могут быть опрошены в рамках ведущегося расследования. Однако никаких правовых оснований для привлечения их к ответственности не существует.

XS
SM
MD
LG