Скрытые записи, спровоцировавшие громкий коррупционный скандал, не прошли проверку на аутентичность. Соответствующее заявление сделала сегодня Главная прокуратура Грузии, сославшись на специалистов из Национального бюро экспертизы им. Левана Самхараули. Между тем сегодня за одного из главных фигурантов дела, экс-министра спорта Левана Кипиани, вступился президент страны Георгий Маргвелашвили.
«Записи не являются аутентичными, они были созданы с помощью монтажа», – к такому выводу пришли в бюро экспертизы. Специалисты изучили записи, которые телекомпания «Рустави 2» обнародовала 9, 11, 14 и 21 сентября.
«Все видеозаписи созданы с разрывами, на них множественные следы цифрового и механического монтажа. На всех спорных фонограммах наблюдается несоответствующий ситуации фоновый шум. В речи участников разговоров, в их вопросах и ответах множественные содержательные несоответствия, непоследовательность, неестественная интонационная картина, фиксируются разрывы в словах и фразах», – сказано в заявлении.
Провести альтернативную экспертизу заграницей намерены адвокаты Зазы Окуашвили, владельца «Омега групп», который обвиняет «Грузинскую мечту» и лично ее основателя – Бидзину Иванишвили в оказании давления и вымогательстве. При этом они подтверждают, что монтаж использован был, однако исключительно с целью сократить разговоры, которые, по их словам, были достаточно продолжительными.
Между тем в «Мечте» полагают, что относиться к записям с доверием – невозможно. Говорит Эка Беселия:
«Юристы, и не только юристы, знают, что подобные доказательства не принимаются как достоверные. Так что теперь мы должны получить ответ, кто их (записи) сделал и с какой целью. Здесь очевиден политический интерес».
Подлинность записей подтвердил один из основных фигурантов – бывший министр спорта Леван Кипиани, а потому теперь обратного пути уже нет, считает Саломе Самадашвили из ЕНД.
«Соответственно, я полагаю, что ни экспертиза бюро им. Самхараули, ни каких-либо других лиц, нанятых властями, не поможет им переубедить общество в том, что в случае с «Омегой» мы имеем дело с хорошо координированным государственным рэкетом».
Кстати, о бывшем министре спорта. Сегодня за него вступился президент Георгий Маргвелашвили. Заявление Левана Кипиани о том, что записи были постановочными, наблюдатели сразу назвали крайне неубедительным. Президент, судя по всему, также оказался в ряду неверующих. Главным адресатом его сегодняшней речи стала «Грузинская мечта», которая, как он считает, «принесла в жертву своего бывшего соратника» Кипиани. И это правящей партии еще аукнется, сказал президент.
«Ничем хорошим это для вас не обернется. Кроме того, это указывает на то, какими стандартами вы руководствуетесь. Сегодня я вижу, как вы штабелями отвернулись от нашего соратника, Левана Кипиани – человека, который стоял вместе с нами, боролся с самого начала. Я не могу не осознавать, что он сегодня, возможно, оказался в сложном положении, но я не могу (отвернуться) от человека, с которым мы вместе боролись с тем режимом, представители которого тогда сидели в кабинетах (Давида) Кезерашвили и (Зураба) Адеишвили, а сегодня находятся во власти».
Политолог Гия Хухашвили тоже считает, что «Грузинской мечте» стоит хорошо подумать о том, чем она рискует.
«Проблема «Грузинской мечты» – не Окуашвили. Ее проблема – это взращенное ею же чудовище – те заинтересованные группы, которые уже доминируют над политикой. К сожалению, есть уже очень много симптомов, указывающих на это. Естественно, с правовой точки зрения они (власти) все упакуют, мол, они тут ни при чем. Но в этом процессе правовая сторона вопроса – не главное. Главное – общественное мнение, которое сейчас не в их пользу».
А когда недовольство в обществе достигает критической отметки, общество без сожаления «смывает» любое правительство, предостерегает политолог.