Accessibility links

«Пашинян может обойтись теперь вообще без коалиции»


Премьер-министр Армении Никол Пашинян
Премьер-министр Армении Никол Пашинян

ПРАГА---В воскресенье в Ереване прошли выборы мэра и в Совет старейшин – так называется городской совет. Это были первые выборы времен революции, и поистине революционных масштабов победу одержали силы, связанные с премьером Николом Пашиняном, – ставший мэром Айк Марутян и движение «Мой шаг». О результатах и последствиях их достижения мы беседуем с журналистом Григором Атанесяном, который находится, так же как и сам премьер, в Америке, правда, довольно далеко от Нью-Йорка.

Вадим Дубнов: Григор, я попробую внести, по роду деятельности, толику скепсиса во все эти триумфальные новости. Ну вот, победа – 80%, но явка – 50%. Как принято у скептиков, 50 умножить на 80 – получается 40% поддержавших премьера. Мы понимаем, кто пришел голосовать за (Никола) Пашиняна, за «Мой путь» и за Айка Марутяна, а вот кто не пришел, кто те 50%, которые проигнорировали выборы?

Григор Атанесян: Я думаю, что на самом деле, если мы посмотрим на число людей, реально проживающих в Ереване, то их гораздо меньше, чем зарегистрировано, потому что в последние годы была очень активная миграция из Еревана и страны в целом, поэтому я подозреваю, что эти люди, которые должны были проголосовать и числятся как избиратели, сейчас на самом деле строят дороги под Ульяновском, под Оренбургом, в Москве и других странах и весях.

«Пашинян может обойтись теперь вообще без коалиции»
please wait

No media source currently available

0:00 0:07:08 0:00
Скачать

Вадим Дубнов: Т.е. просто они не пришли по объективным, уважительным причинам…

Григор Атанесян: Я думаю, что да. Очень многие люди живут наполовину между Арменией и, скажем, Россией или другими странами. Они приезжают, когда есть сезон работы, – они работают в России, потом на зиму, на Новый год, возвращаются в Армению, они остаются гражданами Армении, они числятся как жители Армении, хотя на самом деле некоторые даже заводят семьи на стороне, в России. И вот этот зазор между реальными цифрами и теми, что на бумаге, кстати, очень сильно помогал предыдущему режиму – Республиканской партии – в их фальсификациях выборов, потому что людей числилось гораздо больше, чем реально приходило, и с этими голосами, по сути, можно было делать, что угодно.

Вадим Дубнов: Т.е. Ереван проголосовал за Пашиняна практически целиком? Это действительно было революционное голосование – повальное и тотальное, можем мы так об этом говорить?

Григор Атанесян: Это очень правильная формулировка, что Ереван проголосовал за Пашиняна, потому что, к сожалению, мы можем еще констатировать, что несмотря на то, что все выборы сейчас происходят в Армении по партийной системе, люди голосовали не за блок «Мой шаг», не за партию «Гражданский договор», а лично за Никола Пашиняна и людей, которые просто оказались с ним в одной партии.

Вадим Дубнов: Вот я как раз хотел об этом спросить: теперь какая судьба у возможной коалиции? Как будет выглядеть вся политическая конфигурация, если все зависит только от того одного человека, который сейчас обсуждает досрочные парламентские выборы в Нью-Йорке?

Григор Атанесян: Судя по всему, Никол Пашинян все меньше и меньше заинтересован вообще в коалициях. Мы видели, что на эти выборы он шел отдельно от своих партнеров по парламентскому блоку «Елк» («Выход»), и стоит того же ожидать на парламентских выборах. И действительно проблема в том, что мало кто из избирателей знает про программу партии, мало кто из избирателей интересуется их экономическими позициями. Но в любом случае, это на самом деле важная психологическая победа – возможность проведения честных, справедливых выборов. Знакомые наблюдатели жаловались, что на участках было очень скучно, потому что во всех предыдущих выборах их пытались удалить с участков, найти причину, чтобы не показывать им протоколы и т.д. Но с точки зрения политической культуры, конечно, до реальной партийной парламентской демократии еще далеко

Вадим Дубнов: И как в этой ситуации проводить внеочередные парламентские выборы, карт-бланш на которые, как мне кажется, новая власть чувствует себя получившей?

Григор Атанесян: На самом деле проведение этих выборов – это в каком-то смысле требование людей, которые привели Пашиняна к власти в мае. В принципе, база Пашиняна и люди, которые проголосовали за него, немного прогрессивнее или радикальнее – можно по-разному называть, – чем правительство. Любое правительство, по сути, люди во власти, обычно тяготеют к каким-то более умеренным позициям, и то же самое происходит сейчас с Арменией. Я думаю, что большинство людей, которые поддержали Пашиняна, хотят видеть Роберта Кочаряна в тюрьме, они хотят видеть Национальное собрание – парламент – без представителей старого режима, и они оказывают постоянное давление в социальных сетях и другими способами. Очевидно, что база поддержки требует довольно быстрых и радикальных перемен, и поэтому, на самом деле, я думаю, это назрело, просто в воздухе висит требование этих выборов

Вадим Дубнов: Но что с этой точки зрения сейчас может сделать победитель, и не обернется ли эта максимальная, огромная, тотальная поддержка против него самого, в силу того, что просто внутри этого ресурса внутреннее давление может оказаться довольно высоким?

Григор Атанесян: Это нельзя исключить. Есть проблемы, по которым нет простого решения, но есть ожидания, что будет простое решение. Сложные проблемы, например, иностранных инвестиций, которые на бумаге технически упали за три квартала, которые уже фактически провел Пашинян. Это связано с тем, что в подвешенном состоянии находится шахта «Амулсар» – огромный проект, который, по мнению экологов и активистов, угрожает экологии Армении, и подобные вопросы будут возникать. Есть мнения людей, которые хотят каких-то простых решений, есть соображения по долгосрочному экономическому развитию страны, и это создает некое напряжение в обществе.

XS
SM
MD
LG