В Южной Осетии, которая на днях отпраздновала десятилетие признания независимости Россией, так и не дождались на торжествах экс-президента Эдуарда Кокойты. Его кресло пустовало, а медаль в ознаменование победы осетинского народа в Отечественной войне осталась лежать в наградном отделе администрации президента.
Пока сторонники и противники экс-президента Эдуарда Кокойты продолжают пикировку, главный вопрос, почему экс-президента так и не увидели во время празднований 10-летия признания Южной Осетии Российской Федерацией, – остается открытым.
26 августа Кокойты действительно ждали в республике: увидеть четырех президентов одновременно на всех мероприятиях стало бы для многих началом надежды и веры в желании лидеров строить республику дальше. Но этого так и не произошло. Рядовые сторонники Кокойты в разговорах делились, что даже поздним вечером все еще перебирали информацию «едет-не едет, видели-не видели на российской таможне». Потом разочарованно расходились по домам. Все поддерживающие экс-президента группы в соцсетях, кроме его фотографий и поздравлений, тоже не выдавали никакой информации, хотя отсутствие Кокойты было главной темой обсуждений в Цхинвале. А версии, которые выдвигались одна за другой, зависали в плотном тумане предположений.
Одна из них – «не пустили, или не пригласили» – отошла в сторону сразу после того, как сотрудники администрации президента приняли участие в полемике и утвердительно отвечали: был приглашен. Сегодня в тех же соцсетях разместили и указ о его награждении медалью «В ознаменование 10-летия победы в Отечественной войне народа Южной Осетии».
Следующая версия, что Кокойты не приехал, потому что испугался возбужденного на него Генпрокуратурой дела о клевете, – тоже мало кого впечатлила. 25 мая этого года правящая партия «Единая Осетия», которая продолжает подвергаться критике со стороны экс-президента, сделала заявление: «Публичное обвинение в адрес президента Республики Южная Осетия Анатолия Бибилова и председателя парламента РЮО Петра Гассиева в прогрузинской и прозападной политике ничего, кроме недоумения и возмущения, не вызывает… Обвинения в прогрузинских настроениях у нас считаются самыми серьезными, и отвечать за свои слова придется перед судом». И если «единоосы» объясняют активность Кокойты «выплеском затаенной обиды», люди, знающие политика, утверждают, что это демонстрация желания идти в этой политической борьбе до конца.
Звучали и обиженные голоса, которые ставили Кокойты в укор преобладание собственных и политических обид над желанием побыть в этот судьбоносный для республики день со своим народом.
Эдуард Джабеевич после некоторого затишья продолжает давать интервью, где выступает в позиции главного критика действующей в Южной Осетии власти и ее московских кураторов. Недавно площадку под выступления Кокойты согласились предоставить РИА-Новости, но главный эмоциональный «выплеск», так раздражающий нынешние власти республики, он предпочитает демонстрировать на пространстве негосударственного информационного агентства «ANNА news», которое официально зарегистрировано в Республике Абхазия и декларирует своей главной целью противодействие «современным технологиям социального манипулирования и оболванивания», «сопротивление в условиях предательства, некомпетентности и саботажа власть имущих», ну, и т.д.
О «феномене Кокойты», рейтинги которого среди населения (несмотря на провальный период правления после 2008 года, «снежную революцию» и разговоров о тотальной коррупции чиновников) могут тягаться с рейтингами известных российских политиков в республике, говорилось не раз. Впрочем, как и о его упорном нежелании уйти с политического поля Южной Осетии.
Если верить его информационным «буревестникам» в социальных сетях, то Эдуард Кокойты расскажет в ближайшее время о причинах своего отсутствия на празднике в интервью все тому же «ANNА news», а потом приедет в Южную Осетию «скоро и надолго».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия