24 августа Владимир Путин встретится в Москве с президентами Абхазии и Южной Осетии Раулем Хаджимба и Анатолием Бибиловым. Как сообщают российские СМИ, встреча приурочена к 10-летию признания Россией независимости двух республик. Анатолий Бибилов приглашал российского президента посетить Цхинвал, однако в Кремле сослались на то, что график Путина не позволил принять приглашение, поэтому он пригласил Бибилова и Хаджимба к себе, чтобы поздравить с «10-летием признания независимости».
Встреча лидеров трех государств в преддверии десятой годовщины признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии – юбилейная. Сразу после августовской войны 2008 года общение в таком формате проходило между президентами Дмитрием Медведевым, Эдуардом Кокойты и Сергеем Багапшем. 14 августа 2008 года лидеры Абхазии и Южной Осетии подписали принципы урегулирования грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликтов. Соответствующий документ, или «план Медведева-Саркози», состоящий из шести пунктов, был разработан 12 августа в Москве.
По сообщениям российских СМИ, официальный визит Рауля Хаджимба и Анатолия Бибилова в Москву состоится через три дня, 24 августа. Встреча президентов действительно юбилейная, а не рабочая, как многие могут ее воспринять, говорит югоосетинский эксперт Алан Джуссоев:
«26 августа Россия признала республику Южная Осетия, и была подобная встреча в трехстороннем формате Медведев-Кокойты-Багапш. Сейчас такая же встреча в юбилейном формате. Конечно, будут подведены итоги. То есть это официальный визит».
В ответ на разочарование жителей Южной Осетии, которые надеялись увидеть Путина в Цхинвале, Джуссоев говорит, что существует дипломатический протокол и приглашение на празднование вовсе не означает согласия на визит:
«Тот же Путин, если летит в Америку, то всегда говорит: я вас приглашаю, допустим, Трампу говорит. Это норма. То же самое, если президент Южной Осетии бывает в Российской федерации, он говорит: я вас приглашаю на празднование десятилетия, юбилея. Человек не подтвердил свой приезд. То есть, если бы он подтвердил его, он бы приехал. Значит, не подтвердил свой приезд. А так… Соцсети, слухи. Какой смысл их обсуждать? Мы можем пустить слух, что к нам приезжает, условно, канцлер Германии Ангела Меркель. Если протоколы, пресс-службы другого государства не подтверждают и не согласовывают день приезда, тогда об этом говорить – это просто распускать слухи».
Югоосетинские политологи также начинают подводить свои «юбилейные итоги». Дина Алборова в беседе с «Эхом Кавказа» одним из итогов десятилетнего периода жизни государства после признания Россией, к примеру, называет отсутствие подвижек в социально-экономической сфере: бюджет начинает пополняться собственными средствами из налогов, которые раньше по каким-то причинам не собирались. Но это, к сожалению, не налоговые поступления от новых производств или предприятий, продолжает Алборова:
«Самый главный итог – это то, что мы семимильными шагами движемся в сторону Севера. Еще один итог – что мы легко управляемы, и это тоже понятно: есть ситуация геополитическая, есть ситуация экономическая, финансовая и военная (вопросы безопасности). То, что восстановление идет, идет новое строительство, – это тоже факт. Но, с другой стороны, идет очень большое давление на свободы, это тоже факт. Но насколько это интересно в Москве? Я не думаю, что Москва будет заморачиваться на том, что в Южной Осетии, например, нарушаются права человека, что в Южной Осетии принимаются ограничительные поправки в законы. Наоборот, чем меньше выбора, тем мы лучше и легче управляемся. Тем более что нас не так много, чтобы как-то на этом зацикливаться. Ну, конечно, самый главный итог – это безопасность. Это то, что уже 10 лет как мы можем спокойно просыпаться и не вздрагивать по ночам от выстрелов и бомбежек».
Дина Алборова считает, что очень многие в Южной Осетии согласны за безопасность отдать и часть суверенитета. Она предложила большой юбилейный список достижений, которыми бы можно было гордиться к 2028 году: достойная жизнь граждан, достойная страна с сильной экономикой, образованием, медициной. И хорошие партнерские отношения не только с Россией, но и с остальным миром.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия