Accessibility links

Отдельная Осетия, или Десять лет «не лучших времен»


Депутат Государственной думы, глава комитета по обороне Владимир Шаманов заявил, что вопрос воссоединения Осетий в настоящее время не актуален, но, возможно, будет рассматриваться в будущем.

Владимир Шаманов пояснил, что для объединения Северной и Южной Осетии в один регион «сегодня не лучшие времена». В то же время он заверил, что когда-то, в будущем, этот вопрос будет рассматриваться. Существуют разные мнения о перспективе вхождения Южной Осетии в Россию как в самой республике, так и в российском политическом истеблишменте. Какова же на самом деле позиция самого Кремля?

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев считает: она выражается в том, что «российское руководство не поддерживает идею присоединения Южной Осетии к России». Эксперт напомнил, что «тема очень активно обсуждалась и на парламентских выборах, и потом была выдвинута идея проведения референдума по этому вопросу, который так и не провели в 2017 году. Потому что по этому поводу были сделаны заявления из Москвы, которые выражали прохладное отношение к этой идее». Заявление Шаманова эксперт назвал «способом вежливо отказаться от темы – сейчас не время, а потом как-нибудь обсудим». По словам Силаева, следует анализировать международный контекст:

Отдельная Осетия, или Десять лет «не лучших времен»
please wait

No media source currently available

0:00 0:07:11 0:00
Скачать

«Крымский сценарий не будет и не может быть воспроизведен в Южной Осетии по определенным причинам… Сохраняется международный контекст, связанный с украинским кризисом, и создавать еще одну точку напряжения российское руководство совершенно бы не хотело. Плюсов от присоединения Южной Осетии по сравнению с нынешней ситуацией почти никаких, а дополнительных дипломатических сложностей много. Нынешняя конфигурация такова, что это разговоры, имеющие очень далекое отношение к практической жизни».

Силаев обращает внимание на важный аспект, остающийся в тени за громкой риторикой югоосетинских политиков, выступающих за вхождение Южной Осетии в Россию. Не раскрывается в соответствии со статьей 66 Конституции РФ статус, который рассчитывает «Единая Осетия» получить при вхождении в состав России – край, область, республика или вхождение уже в существующий субъект федерации.

Напомню, что ранее в интервью «Эху Кавказа» спикер парламента и председатель политсовета «Единой Осетии» Петр Гассиев заявил, что партия видит будущее Южной Осетии в качестве отдельного субъекта Российской Федерации. Продолжает Николай Силаев:

«А когда говорят о вхождении Южной Осетии в состав России, о чем, собственно, речь? Если речь идет о создании какой-то новой республики в составе России, то это не совсем воссоединение Осетии, а если речь идет о присоединении Южной Осетии и создании единого субъекта Российской Федерации, то понятно, что власти, политики Южной Осетии из руководителей независимого государства превращаются в чиновников муниципального уровня, и далеко не факт, что они сами готовы к такой перспективе. Вот эта коллизия по поводу воссоединения с Северной Осетией или отдельным субъектом сохраняется. У нас сложилась уникальная ситуация, исключительная в международной политике на Кавказе, в результате которой были признаны Абхазия и Южная Осетия… В России наблюдается политика объединения субъектов, укрупнения, где есть возможность увеличить регионы – не создавать множество мелких субъектов федерации. В этом есть экономическая и административная логика. Поэтому при понимании того, что это разговоры сейчас, не имеющие отношения к политическому выражению, мы можем все равно назвать такие трудности, которые здесь возникнут».

Политолог, руководитель «Института политических исследований» Сергей Марков подчеркнул в разговоре с корреспондентом «Эха Кавказа», что «политика Москвы заключается в том, чтобы осетинский народ был защищен». Эксперт считает, что «Москва использовала свой авторитет и положение в мире, чтобы защитить право осетинского народа жить в мире во время августовских событий 2008 года, однако у Москвы не было изначально плана по признанию Южной Осетии и Абхазии, поэтому и сейчас нет плана Москвы способствовать тому, чтобы Южная Осетия официально вошла в состав Грузии или вошла в состав России». Говорит Сергей Марков:

«Признание независимости было вынужденным шагом. С началом военной операции Грузия вынудила Россию защитить Южную Осетию военным путем. А вот дальше планировалось, что после того, как были разгромлены грузинские войска, в Южной Осетии вернутся к прежнему состоянию. Однако Михаил Саакашвили совершил очень глупую ошибку. Он вывел Грузию из СНГ и тем самым убрал возможность легального нахождения российских войск на территории Южной Осетии с целью защиты населения от возможного повторения грузинской агрессии. И в этих условиях Россия была вынуждена признать Южную Осетию, чтобы создать легитимные условия для нахождения российских войск, поскольку до этого легитимным условием было решение стран СНГ о том, что в Южной Осетии присутствуют российские миротворцы. И поэтому признание Южной Осетии не было планом Москвы».

Марков поясняет, что «Россия не ставит вопрос о присоединении Южной Осетии, но не де-юре, а де-факто создает условия осетинам Северной и Южной Осетии жить практически вместе, хотя и в разных юрисдикциях».

«Сейчас практически осетины Южной Осетии живут вместе с осетинами Северной Осетии. Что касается перспективы вхождения в состав России, то если такое есть волеизъявление и если тем самым какие-то другие решения будут приняты, ну, например, если Грузия войдет в состав НАТО, тогда я думаю, будет принято решение дать зеленый свет вхождению Южной Осетии в состав России и воссоединению с Северной Осетией».

Анатолий Бибилов, пришедший к власти с лозунгом о вхождении Южной Осетии в состав России, будучи спикером, критиковал президента Леонида Тибилова за недостаточную активность в продвижении идеи объединения с Россией и заключил соглашение, согласно которому после президентских выборов 2017 года победивший кандидат проведет референдум по вопросу объединения республики с северным соседом. Однако выигравший выборы Бибилов плебисцит не созвал, несмотря на слова о том, что он от ранее озвученных лозунгов не отказывается, заявил, что объединение с Москвой на данном этапе будет выглядеть как предательство ДНР и ЛНР, независимость которых признала Южная Осетия.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG