В Общественной палате Абхазии сегодня обсуждали готовность к курортному сезону, в частности, разговор шел вокруг тем безопасности, мусора, качества еды и сервиса, состояния пляжей.
В 2017 году в Абхазии было 350 объектов коллективного размещения, это соответствует 23 тысячам койко-мест. В 2018 году к началу сезона будут открыты еще десять объектов. Для сравнения: в советские времена число койко-мест равнялось 40 тысячам.
Астамыр Ахба, заместитель министра по курортам и туризму, проинформировал об изменениях в связи с предстоящим чемпионатом мира по футболу, который будет проходить и в Сочи: «Во время чемпионата мира граница не закрывается. По указу президента Российской Федерации именно здесь вводится ограничение для автобусов. Ограничение заключается в том, что в автобусах должны быть установлены системы ГЛОНАСС, и сегодня мы уже имеем информацию, как эти системы устанавливать и как после установки системы по положению надо обращаться в координационный совет по проведению чемпионата мира. В среду мы планируем с начальником Управления транспорта РА посетить Сочи, получить более детальную информацию и предоставить ее нашим перевозчикам».
Ахба сообщил, что серьезная работа ведется по подготовке экскурсоводов. Для их аттестации и выдачи им сертификатов при Министерстве по туризму создана экспертная комиссия, в которую входят и члены Общественной палаты. Для получения сертификата экскурсоводы обязательно проходят обучение на специальных курсах.
Состояние пляжей – важный компонент отдыха туристов. Министерство дает рекомендации о том, как надо обустраивать пляжные территории. Ахба уточнил: «По земельному кодексу пляжи и парковые зоны не отчуждаются, и нельзя передавать их юридическим и физическим лицам. Но многие наши отельеры думают, что пляжи за ними закреплены. Пляжи являются муниципальными. Только постановлением кабинета министров пляжи могут отчуждаться для детских баз и для оказания санаторно-курортных услуг. А так, пляжи можно только передавать в пользование на благоустройство. Есть соответствующие ГОСТы, только 70% пляжной территории можно благоустраивать и 30% должно оставаться для беспрепятственного посещения гражданами».
До начала курортного сезона есть еще месяц, за это время необходимо привести в порядок все пляжи и парковые зоны. Ахба проинформировал о том, что в интернете появляются многочисленные копии абхазских туристических сайтов, на которых туристы оплачивают услуги. Но, приехав в Абхазию, понимают, что сайты были «левые» и их обманули. Для противодействия мошенникам он предлагает создать единый официальный туристический сайт на национальном портале и продвигать его.
Леван Кварацхелия, полковник милиции и заместитель министра внутренних дел, проинформировал о том, что в 2017 году в отношении отдыхающих было зарегистрировано 90 преступлений, из них 43 раскрыто (48%). Для подготовки к курортному сезону 2018 года составлен план. Кварацхелия сказал: «Личный состав на сегодняшний день готов. У нас есть курортные города, где собираются отдыхающие, – Гагра, Пицунда, Рицинское ущелье, Новый Афон. У нас есть все маршруты, которые сегодня обозначены. У нас подготовлены группы, которые будут ежедневно нести службу, чтобы обеспечить безопасность наших граждан и отдыхающих. Ежедневно по всей Абхазии будут принимать участие около 1000 сотрудников – автопатрули и пешие. По г. Гагре и в г. Сухуме с 15 марта ежедневно выводим 15 пеших групп. Я думаю, вы замечаете, что у нас в летнее время всегда на набережной находятся патрульные, которые обеспечивают охрану общественного порядка».
Гули Кичба, член Общественной палаты, обратилась к заместителю министра с просьбой обратить внимание на маршрутки, которые первыми встречают гостей Абхазии на российско-абхазской границе. Состояние машин, культура обслуживания водителей, воровские песни, которые приходится поневоле слушать людям на всем протяжении их пути до места назначения, все это вызывает возмущение местных жителей и гостей.
Беседу продолжила Анна Калягина, руководитель «Абхазского союза туризма», в состав которого входят 35 организаций. Она обозначила наиболее значимые для туристического бизнеса проблемы: «Это, кончено, мусор. Это состояние наших улиц, лесов, полей, это именно то, что у нас в очень плачевном состоянии. Мы недавно были на пикнике. Мы возили большую группу людей. Мы пошли гулять в лес, а в лесу стояли мебель, холодильник, строительный мусор. У меня такое ощущение, что люди просто думают, что этот мусор должен там раствориться, или он как-то исчезнет, или его кто-то унесет из леса. Очень хочется спросить: «А куда выбрасывается мусор в селах?» Это проблема не только администраций и коммунальщиков, но это проблемы каждого жителя. А куда сбросить этот мусор, куда его сложить? И что касается наших экскурсионных маршрутов и наших трасс. Если не могут это сделать коммунальщики, давайте объединять усилия и красить наши мосты!»
Не менее острой является проблема общественных туалетов. Калягина говорит: «Надо обратить внимание на главные маршруты и оборудование туалетов. Большое спасибо Рицинскому национальному парку, что в этом году ремонтируется туалет. Мы очень этого ждем и очень этого хотели. У нас Восточная Абхазия совершенно не охвачена туалетами. Мы возим туда туристов, вы представляете, что мы делаем с экологией? Помимо мусора мы еще и вывозим куда-то в лес своих туристов. Это то, о чем мы сейчас просто кричим и хотим сделать это хотя бы в этом сезоне!»
Главный государственный санитарный врач Республики Абхазия Людмила Скорик рассказала о том, что бороться с нарушениями очень трудно, и пояснила: «Территориальные СЭС не находятся в моей компетенции. Они подчинены главам администраций городов и районов, поэтому вопрос выписывания предписаний, штрафных санкций за то или иное нарушение ни один главный санитарный врач города или района делать не будет, потому что он находится в финансовой зависимости от глав администраций. Это так уже 25 лет. Я борюсь с этим уже давно, но никак не могу изменить, хотя законодательство наше гласит обратное».
Все районные СЭС, кроме Гудаутской и г. Сухума, находятся в плачевном состоянии. В том числе и гагрская СЭС, она расположена в главном туристическом районе Абхазии и должна быть самой мощной, тем не менее там сокращены штаты, ликвидирована лабораторная база.
Что касается туалетов, то для их ремонта и строительства, по мнению Скорик, нужна правительственная программа, потому что на данный момент вдоль всей республиканской трассы всего два туалета. И всего два туалета на сухумской набережной. Если ориентироваться на санитарные нормы, то на 240 км прибрежной полосы Абхазии туалетов должно быть не менее ста. Причем надо еще и информировать туристов о том, где эти туалеты можно найти. Сегодня о них знают только местные жители, а туристы пользуются морем, что резко увеличивает риск подхватить инфекцию и заболеть.
Людмила Лолуа, член Общественной палаты и известный в Абхазии отельер, предложила следующее: «Вот приезжают к нам люди, надо по-доброму с ними обходиться, как раньше у нас было, как отцы нас учили, а не то что сейчас. Говорят: «А, приедут все равно! Ты не приедешь, другой приедет». Хамство! Относительная дешевизна у нас также должна быть. Далее, это касается качественного питания, чтобы мы не отравили людей, хорошо их накормили, потому что гастрономия на втором месте стоит у туристов. Если мы эти три вещи сделаем, я думаю, у нас все будет нормально!»
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия