ПРАГА---Ситуация в Ереване остается напряженной. Сегодня парламент страны избрал на должность премьер-министра экс-президента Сержа Саргсяна. Новый президент Армен Саркисян сразу подписал указ о его назначении. Все это происходило на фоне непрекращающихся акций протестов в столице Армении. Сложившийся к текущему моменту расклад в прямом эфире мы обсудим с редактором сайта газеты «Аравот» Анной Исраелян, которая находится на проходящем в центре Еревана митинге.
Вадим Дубнов: Анна, вы можете рассказать, что происходит сейчас вокруг вас, как настроен митинг, каковы вообще, собственно говоря, итоги дня?
Анна Исраелян: Площадь Республики была полна, когда здесь проходил концерт группы System of a Down, и было очень много аналогий с этим концертом – даже ораторы митинга обратились к Сержу Танкяну, лидеру этой группы, который тоже выступил в поддержку гражданского неповиновения, которое сейчас происходит на улицах Еревана. Никол Пашинян – лидер движения «Мой шаг» – объявил, что с завтрашнего дня по всей территории Армении будут организованы т.н. революционные комитеты – «ревкомы», которым, по его словам, должны подчиняться все правоохранительные органы. Я с трудом представляю, что это возможно, но это то, что он объявил. Вообще-то, во время этих четырех дней очень многое пришлось вспомнить из того, что было знакомо по учебникам истории, что касается этих «ревкомов» – его прежние шаги, когда они ворвались на Общественное радио и требовали эфира, потом хотели, чтобы были парализованы мосты… Вы помните ленинскую программу – захватить почту, телеграф…
Вадим Дубнов: Анна, по вашим ощущениям, это революция, которая продолжается, или это не революция, или это революция, которая не очень долго продолжится, – что это такое?
Анна Исраелян: Наш предыдущий опыт не дает оснований думать, что это может продлиться очень долго, потому что у нас было несколько раз и так, что танцевали на проспекте Баграмяна перед зданием Национального собрания и закрывали улицы в течение нескольких недель, но все это рано или поздно заканчивалось, и если они шли на какие-то силовые шаги, то в этом смысле очень трудно соперничать с властями. Особенность этого движения в том, что они говорят, что не пойдут на силовые методы. Вообще-то, было бы еще логично, если бы они сказали, что поставили перед собой цель не дать Сержу Саргсяну переизбраться, хотя тоже очень трудно представить, как они могли бы этого добиться. Сегодня они могли просто сказать, что «мы проиграли и уходим с политической арены», как и обещали, что если 10 тысяч людей выйдут на площадь и не добьются смены власти, то уйдут с политической арены. Но сейчас на прощали Республики, можно сказать, что есть 10 тысяч человек – посмотрим, возможно ли исполнение этого обещания.
Вадим Дубнов: Нет ли какого-то нарушения майданной и политической логики в том, что все это происходит сейчас, а не тогда, когда выбирался этот парламент и когда сам Никол Пашинян в этих выборах участвовал, получил свои мандаты и в первое время никак не напоминал такого пламенного революционера?
Анна Исраелян: Его альянс состоит из трех единиц. Да, он получил мандаты, но я не помню, чтобы он говорил, что признает легитимность этих выборов. Это говорил другой лидер партии – Эдмон Марукян, а не Никол Пашинян. Никол Пашинян говорил только о том, что «все те голоса, которые были отданы нам, мы смогли защитить». Что касается майданной логики, я не вижу здесь аналогий, я не вижу здесь, например, никакой западной поддержки. Если и есть место для аналогий, то со зрителями концерта группы System of a Down – это молодые люди, которые очень редко выходят на улицу, но они хотят каких-то перемен, и это было озвучено во время сегодняшнего митинга. Один из ораторов просто объявил: «Нам нужны кардинальные перемены!» Это молодые люди, которые, можно сказать, не учились в советских школах, и они, даже если и не думали, что им удастся добиться того, чтобы Серж Саргсян не был избран, они просто хотели дать знать, что недовольны, они хотели продемонстрировать, что здесь есть люди, которым это определенно не нравится, и хотят, чтобы мы увидели, что они недовольны и хотят перемен.