Accessibility links

Судебная реформа по-югоосетински


Мурат Гукемухов
Мурат Гукемухов

Югоосетинский президент Анатолий Бибилов накануне представил парламентскому комитету по законодательству, законности и местному самоуправлению новый состав Верховного суда. Сегодня его рассмотрел президиум парламента и вынес на обсуждение ближайшей сессии законодательного собрания. Если учесть, что партия власти «Единая Осетия» имеет в парламенте больше половины голосов, можно не сомневаться, что все представленные кандидатуры будут утверждены.

Итак, состав будущего Верховного суда выглядит следующим образом: Лариса Бязрова, Нана Гагиева, Альберта Гиголаева, Дмитрий Техов, Ирина Маргиева, Карина Цховребова, Виолета Хачирова и Зарина Джиоева. Из восьми членов Верховного суда пятеро остаются от прежнего состава, и лишь трое новичков, из которых Лариса Бязрова до этого работала судьей Высшего арбитражного суда, а после его расформирования – судьей арбитражного суда. Дмитрий Техов ранее был судьей Знаурского районного суда. По информации моих источников, единственный новый человек в судебной системе – это Зарина Джиоева, конечно, не считая председателя Верховного суда Олеси Кочиевой. Вспомним слова президента Бибилова на сессии парламента, когда он благодарил депутатов за то, что они согласились с его представлением и утвердили на пост председателя Верховного суда Олесю Кочиеву:

Судебная реформа по-югоосетински
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:52 0:00
Скачать

«Считаю назначение Олеси Кочиевой решением проблемы возврата доверия к судьям. Уверен, что ей удастся это сделать», – отметил тогда Бибилов.

Вскоре после назначения и сама Олеся Кочиева заявила, что считает своей главной задачей – вернуть доверие граждан: «Люди не должны больше говорить, что не хотят обращаться в суд, потому что не уверены в принятии правильных решений».

У меня вопрос и к Олесе Ахсаровне, и к Анатолию Ильичу: а в какой мере переназначение судей, скомпрометировавших себя в глазах общества, утративших его доверие, может способствовать такому благородному делу, как возврат доверия к судебной системе? Я ничего не знаю про судей из арбитража, просто не сталкивался, но очень много слышал про других – не про всех, но про многих из них: ни одного доброго слова.

Т.е. назначение нового состава Верховного суда явно не тянет на оздоровление кадров и возврат доверия. Это по-прежнему коллектив послушных исполнителей, готовых выполнить любое поручение, даже самое неприглядное.

Почему так? Да потому что так уже с ними было, достаточно, например, поднять дело Дмитрия Калоева и почитать фамилии судей Верховного суда, которые принимали участие в процессе. Посмотреть, как они демонстративно игнорировали результаты экспертиз, отметали свидетельские показания, да и просто здравый смысл, с какой легкостью они ломали судьбу молодого человека. Этого уже не забыть и не исправить, как не изменить и этих судей.

Другой вопрос – зачем? Зачем Олесе Кочиевой понадобились люди такого качества? Означает ли это, что судебная система останется прежней и как и раньше главным качеством человека в мантии будет готовность выполнить любой приказ начальства?

Формально все кандидатуры были рекомендованы Квалификационной коллегией судей. Но знающие люди говорят о другом – якобы решения по кандидатурам принимала Олеся Кочиева. Будучи человеком амбициозным, она взяла ситуацию с судебной системой под личный контроль, и без ее согласия даже президент не принимает решений в этой области. Некоторые югоосетинские эксперты и чиновники с этим же связывают затягивание с формированием Конституционного суда. Напомним, президент отправил в отставку прежнего председателя Алана Джиоева до истечения срока его полномочий и до сих пор не назначил нового.

У меня есть версия о возможных причинах этого затягивания. Российские СМИ со ссылкой на депутатов Госдумы сообщают, что после выборов президента в России может начаться процесс объединения Конституционного и Верховного судов. Эта идея в России обсуждается уже несколько лет. Если это произойдет, в рамках процесса гармонизации законодательств аналогичные объединительные процессы могут пройти и в Южной Осетии.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG