Сегодня в Абхазии состоялось торжественное мероприятие, посвященное 25-й годовщине создания армянского батальона имени маршала И. Баграмяна. Мероприятие, организованное армянской общиной Абхазии, состоялось в рамках празднования 25-летия Дня победы в Отечественной войне народа Абхазии 1992-1993 гг.
Абхазский общественный деятель и просветитель Симон Басария говорил в 1923 году, что армяне, как ни одна из наций, относятся бережно к уникальным обычаям абхазов и, живя вне своей исторической родины, защищают ту землю, где живут. Это армяне подтвердили во время Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг.
С самого начала грузино-абхазской войны, в августе 1992 года, армяне воевали в разных подразделениях абхазской армии. А уже 9 февраля 1993 года приказом № 55 главнокомандующего Владислава Ардзинба был создан первый отдельный мотострелковый батальон имени маршала Советского Союза И. Баграмяна. Командиром назначен кавалер ордена Леона Вагаршак Косян. Первым принял присягу Герой Абхазии, заместитель председателя Верховного Совета Альберт Тополян. Второй батальон имени маршала И. Баграмяна сформирован летом 1993 года под командованием кавалера ордена Леона Кевора Маркаряна, который начал свой боевой путь еще в августе 1992 года. На Восточном фронте доблестно сражался экипаж легендарного танка «Тигр», лабринцы, герои Абхазии Айк и Габриэл Кесян, Смбат Керселян.
Во время войны погибло более 200 армян. Звание Героя Абхазии присвоено 20 бойцам. Всего более тысячи человек участвовали в двух армянских батальонах.
Боевое крещение батальон получил в мартовском наступлении 1993 года, ярко проявили себя штурмовая группа под командованием Левона Дащяна и группа из пятого батальона Виталия Смыр, которую возглавил Герой Абхазии Галуст Трапизонян. Тогда из 31 человека погибли 16. Армянский батальон участвовал в июльской операции, во взятии высоты Цугуровка, а также в сухумском наступлении, и один из первых прорвался к зданию Совмина в сентябре 1993 года. Но война не закончилась для батальона 30 сентября 1993 года. На латском направлении батальон возглавлял Герой Абхазии Сергей Матосян, комбат трех батальонов. Важная роль в освобождении Кодорского ущелья отводилась и батальону имени Баграмяна. Каждый раз, когда Абхазии угрожало новое вторжение со стороны Грузии, личный состав армянского батальона собирался вместе. Батальон имени Баграмяна не был исключительно армянским по национальному составу.
Сегодня, спустя 25 лет, командиры и бойцы двух батальонов вновь собрались, чтобы вспомнить былое. В 12 часов более ста ветеранов войны, представители армянской общины, возложили венки к могиле первого президента РА Владислава Ардзинба в селе Нижняя Эшера, а затем почтили память погибших в Парке Славы в г. Сухуме. После чего они направились в Государственный музей боевой славы им. В. Ардзинба, где в 13 часов началось торжественное мероприятие. Руководство республики, представители ветеранских организаций, общественность минутой молчания почтили память погибших в Отечественной войне народа Абхазии.
Президент Рауль Хаджимба подчеркнул, что армянская община внесла весомый вклад в борьбу за независимость Республики Абхазия. Он заявил:
«Нашему многонациональному народу есть, чем гордиться. Сегодня мы можем твердо заявить, что никому не позволим расшатать наше единство. Потому что это являлось и является залогом наших побед. Все лучшее из прошлого мы обязательно должны взять в будущее. Это будет наше общее будущее независимой, суверенной и процветающей Абхазии».
Глава государства поздравил бойцов армянского батальона имени маршала Баграмяна, всех ветеранов войны с 25-летием создания подразделения.
Секретарь Совбеза Мухамед Килба во время войны был командующим Гумистинским фронтом, непосредственно сталкивался с армянским подразделением. Он отметил, что у баграмяновцев была четкая организованность и дисциплина:
«При выполнении боевых задач, которые ставились именно этому батальону, была полная уверенность, что она будет выполнена профессионально, четко и в срок. Я всегда был уверен в том, что данное подразделение не подведет».
Заместитель министра обороны в годы войны, депутат Верховного Совета Сергей Шамба принимал присягу у бойцов армянского батальона. Он отметил заслуги Альберта Тополяна в создании армянского батальона, которые неоценимы:
«Во время войны Владислав Григорьевич, все мы понимали, что создание батальона по этническому признаку – это недопустимо, и единственный, ради кого была сделана уступка, это был Альберт Гаспарович, смог обосновать необходимость такого решения».
Сергей Шамба уверен, что победа в войне была возможна только потому, что народ Абхазии был един. Он напомнил, что перед войной все общественные организации, которые были созданы по этническому принципу, объединились вместе с «Аидгылара». Это «Крунк» (возглавлял Альберт Тополян), а также греческая, русская общины. Только грузинские организации остались в одиночестве.
Депутат Верховного Совета времен войны Владимир Зантария и журналист Манана Кокоскир в 1996 году сняли документальный фильм о создании армянского батальона. В фильме использованы уникальные кадры хроники, которые сделал собкор батальона, кавалер ордена Леона Валерий Майромян. Фильм сегодня продемонстрировали. Первый президент Абхазии Владислав Ардзинба в интервью говорит:
«Этот батальон является примером, достойным для подражания для каждого гражданина Абхазии».
Общественный деятель, ветеран национально-освободительного движения Альберт Тополян заявил:
«Предки наши завещали, где бы ты ни жил, ты должен кровью доказать верность той стране, где ты живешь. И мы верны этому завету раз и навсегда. Не любя свою историческую родину, нельзя любить ни одну родину, где бы ты не жил. Тот стержень, который у нас есть, любовь к родине обретенной, этот стержень должен быть мощным».
Герой Абхазии, председатель армянской общины Абхазии Галуст Трапизонян отметил, что во время войны народ был единый, как никогда, эта победа была вместе достигнута:
«Мы должны строить абхазское государство, мы должны делать все, чтобы Абхазия процветала».
Он подчеркнул, что молодое поколение должно знать своих героев. Галуст Трапизонян отметил, что бойцы тех времен знают: если Владислав Ардзинба дал команду, то «мы могли идти на смерть, потому что верили главнокомандующему, верили в победу, и ради нее не жалели ничего». Каждый боец всех подразделений исполнял свой долг, не думая о наградах.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии