Цхинвальский городской суд сегодня продлил на два месяца срок заключения действующему полковнику СВР и заместителю главы Госкомитета связи Георгию Кабисову. Сам Кабисов в интервью «Эху Кавказа» назвал происходящее «беспределом, политической расправой и войной спецслужб». Судебное заседание сопровождалось акцией протеста, устроенной коллегами и родственниками заключенного.
До начала судебного заседания у входа в здание Верховного суда группа поддержки Кабисова развернула плакаты с призывами его освободить. Мать задержанного, Марина Кабисова, связывает возбуждение уголовного дела против сына с его публичными высказываниями, в том числе в соцсетях. (Один из таких споров в «Фейсбуке» с нынешним президентом Анатолием Бибиловым закончился приходом к Кабисову личной охраны политика.) Продолжает Марина Кабисова:
«За три прошедших месяца с момента задержания Георгия у меня не осталось никаких сомнений в заказном характере этого дела. Основанное на пустых обвинениях уголовное дело не имеет никакой перспективы, но, к сожалению, не приходится рассчитывать, что следствие и суд самостоятельны в своих решениях. Вот и сегодня будет очередной фарс. За эти три месяца в чем только не обвинили Георгия, но по факту ничего не нашло своего подтверждения. Копают везде, во всех направлениях, пытаясь найти хоть что-то, чтобы выполнить волю нынешнего руководства».
Среди тех, кто пришел поддержать Георгия Кабисова, были и бывший вице-спикер парламента Дмитрий Тасоев, а также известный общественный деятель Бала Бестауты.
«Действующий офицер внешней разведки сидит в подвале. Это для нас неприемлемо, как для граждан Южной Осетии», – отметил Дмитрий Тасоев.
«Он мой друг, мне интересно, за что его держат. У него есть огромные заслуги перед отечеством. Он – действующий офицер, он кавалер ордена Уацамонга. Я услышал про суд. Меня не звали, я сам пришел сегодня», – сказал Бала Бестауты.
«Эху Кавказа» удалось поговорить и с самим Георгием Кабисовым. Он назвал происходящее беспределом, политической расправой и войной спецслужб:
«Это беспредел, это политическая расправа и война спецслужб. Вы можете посмотреть протоколы, которые есть. Допустим, Кочиев Валерий Харитонович написал жалобу, якобы я у него в 2011 году забрал машины, КАМазы. Это абсурд. Его используют, чтобы нагнетать какие-то…
– А что значит «война спецслужб»?
– Ни для кого не секрет, что довольно продолжительное время Комитет Госбезопасности делает все, чтобы насолить Службе внешней разведки. Если вы посмотрите предъявленные мне обвинения, все, кто со мной работал, они все понимают и просто смеются над выдвинутыми обвинениями. Тем более, нет ни одного доказательства, нет никаких оснований меня здесь держать».
Напомним, Георгий Кабисов был задержан 7 ноября 2017 года, когда пришел давать показания в Генеральную прокуратуру Южной Осетии по заявлению бывшего подчиненного Валерия Кочиева, который обвинял его в превышении должностных полномочий. Из прокуратуры он был передан сотрудникам местного КГБ, которые отказывались давать информацию о его местонахождении родственникам и адвокатам. Позже выяснилось, что Кабисов три дня провел в подвальном помещении Комитета Госбезопасности, где, как он заявил впоследствии в суде, ему отказывали не только в приеме пищи, но не создали элементарных условий пребывания в холодном помещении.
Родные полковника СВР подавали несколько кассационных жалоб с просьбой изменить меру пресечения на домашний арест, однако в этом им несколько раз было отказано. Адвокаты Кабисова не раз подчеркивали несоразмерность заключения предъявленному обвинению, а родственники обращали внимание на нарушение конституционных прав подследственного, к которому не всегда допускали защитников. Не помогли в суде Кабисову и поручительства трех бывших президентов Южной Осетии: Людвига Чибирова, Эдуарда Кокойты и Леонида Тибилова, которые вызвались стать гарантами того, что Кабисов во время проведения следственных мероприятий не покинет территорию Южной Осетии.
В начале января Георгий Кабисов обратился с жалобой к президенту республики. В ней он просил Анатолия Бибилова остановить произвол правоохранительных органов. Сегодня обвиняемый задал следователю несколько вопросов: кто, в случае его невиновности, компенсирует ему потерю здоровья за месяцы, проведенные под следствием, почему сам Кочиев, который, по его словам, расхитил средства в размере 300 миллионов рублей, находится на свободе. Обращаясь к судье, Кабисов продолжил:
«Скажите, пожалуйста, если среди тех, кто его «крышует», окажутся высокопоставленные лица, что вы с ними сделаете?!»
Один из адвокатов Кабисова Владимир Фидаров заявил, что будет и дальше добиваться изменения меры пресечения на домашний арест:
«Мне на сегодняшний день непонятно, почему Кабисов находится в следственном изоляторе. Что он совершил? Кроме как кочиевских голословных обвинений мы еще ничего не видели. Когда я ознакомился с материалами уголовного дела, то там так все написано, что Кабисова даже в суд нельзя доставлять, потому что он опасный преступник. Что мы хотим? Мы хотим одного, чтобы Кабисов находился дома под домашним арестом, это тоже мера пресечения. Почему человек должен мучиться? Ищите! Находите! Никто не против, назначайте экспертизы. Кабисов не может запретить вам этого делать. Мы с ними ознакомимся, мы все, что нужно будет для следствия, как добропорядочные, нормальные люди, будем делать. Никто не скроется, он будет дома с двумя детьми. Почему человека должны посадить в тюрьму, и, простите за плохое сравнение, человека вынуждают что-то сказать. Но человек не может ничего сказать по одной простой причине – он этого не делал», – сказал Владимир Фидаров.
Доводы двух адвокатов Георгия Кабисова об изменении меры пресечения на домашний арест не были приняты во внимание Цхинвальским городским судом, который оставил его в заключении еще на два месяца.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии