Референдум о вхождении Южной Осетии в состав России, который в 2016 году по совместному решению в ту пору спикера парламента Анатолия Бибилова и президента Леонида Тибилова должен был пройти вскоре после выборов президента, откладывается на неопределенный срок. Это стало понятно после итоговой пресс-конференции Анатолия Бибилова.
Анатолий Бибилов заявил, что руководство Южной Осетии готово провести референдум в любое время, но пока, судя по тональности его выступления, тема присоединения снимается на неопределенный срок.
По мнению российского политолога Владимира Новикова, помощь Донбассу – это скорее не причина, но благовидный предлог снять с повестки дня вопрос присоединения. Вопрос, который, с одной стороны, вот уже три года, начиная с избирательной кампании в парламент 2014 года, занимает едва ли не центральное место во внутриполитическом дискурсе Южной Осетии, а с другой стороны, не имеет решений, говорит Владимир Новиков:
«Изначально вопрос о вхождении Южной Осетии в Россию был политически не решаем, потому что есть концепция внешней политики России, в которой четко говорится, что Южная Осетия и Абхазия – независимые государства, чей суверенитет поддерживает Россия. Кстати, вопрос о вхождении в состав России был спорным и внутри республики, и сейчас и политической элите РЮО, и в обществе стало совершенно очевидным, что на сегодняшнем этапе политически нет механизмов и предпосылок, чтобы этот вопрос был решен. А то, как это было мотивировано в республике, – это уже другой вопрос».
Безусловно, Южная Осетия является одним из значимых транзитеров российской помощи Донбассу, но далеко не единственным. Кроме того, проведение референдума о вхождении в состав России и обращение к Кремлю, в случае положительного исхода голосования, не означает, что республику тут же примут в состав России. Скорее, наоборот. Т.е. не возникает вот такого драматического сценария, при котором, например, Южную Осетию принимают в состав России, и республики Донбасса остаются без помощи, потому как Россия лишается единственного канала поставок этой самой помощи.
Но зато, как говорит Владимир Новиков, это такой предлог снять с повестки дня тему присоединения, которая обеспечила партии Анатолия Бибилова «Единой Осетии» сокрушительную победу на парламентских выборах, а теперь не просто висит мертвым грузом – она повод для упреков, дескать, обманули людей, пообещали вхождение, и где оно? Понятно, что этот лозунг нужно сменить как можно раньше, чтобы уже к следующим парламентским выборам о нем никто не вспомнил. Кстати, и время выбрано удачно – перед новогодними каникулами.
По мнению бывшего депутата югоосетинского парламента Роланда Келехсаева, это была странная история про то, как почти два года югоосетинские политики и избиратели ломали копья вокруг мечты, почти сказки; вместо того чтобы обсуждать конкретные проблемы, спорили, кому принадлежит эта идея, кто должен инициировать референдум, когда его проводить… Хорошо, что эта странная история заканчивается, говорит Роланд Келехсаев.
«Заявление Бибилова – это хорошее уточнение и хорошая конкретизация к нашему дальнейшему политическому процессу. Надеюсь, больше не будет вот такой размытой перспективы: то ли мы строим независимое государство, то ли район в составе Северной Осетии. Это совершенно разный уровень проблем и совершенно разный уровень претензий к тем политикам, которые берутся решать эти проблемы».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия