Сегодня первым пунктом повестки дня заседания парламента Абхазии значилось принятие во втором и окончательном чтении закона о бюджете страны на 2018 год. Но, вопреки ожиданиям и традиции прошлых лет, обсуждение его оказалось столь же непродолжительным, как при первом чтении 12 декабря. Дело в том, что очень много энергии, нервов и времени, почти полтора часа, ушло у парламентариев на утверждение повестки дня.
Прозвучало несколько дополнений в последний, 12-й пункт «Разное», но информационная бомба взорвалась, когда дополнение туда же внес депутат Илья Гуния, которого в абхазском обществе знают, прежде всего, как лидера общественной организации ветеранов Отечественной войны народа Абхазии «Аруаа». Когда он зачитывать текст, которым собирался обосновать свое предложение, я подумал: в вопросе, заданном мною неделю назад на пресс-конференции президента Абхазии, прозвучала мысль, что при всей сложности уходящего года в нем не было жестких и острых столкновений во внутриполитической борьбе, как в предыдущие годы. И хотя в целом оно так оно и есть, но год-то еще не закончился!.. Гуния сказал, что в начале декабря парламентарии получили для изучения проект закона о госбюджете на 2018 год, а 20 декабря заслушали послание президента Абхазии Рауля Хаджимба. И продолжил, время от времени прерываемый репликами спикера Валерия Кварчия и других депутатов:
«Сравнив оба эти важных документа, можно прийти к неожиданному выводу, что они мало связаны друг с другом. Хотя бюджетная политика должна вытекать из установок президента, определяющего по Конституции основные положения внешней и внутренней политики. Президент уверяет нас в том, что дела у нас идут неплохо, а станут еще лучше, если исправить отдельные упущения. Проект же бюджета говорит о том, что в республике идет усугубление проблем, спад экономики и что мы выживаем исключительно благодаря российской помощи, которая, кстати, тоже сокращается. Президент говорит о необходимости...
– Я не понял, это что, заявление хотите сделать?..
– Нет, но я хочу это прочесть, чтоб было понятно... Президент говорит о необходимости программного подхода к развитию государства, что необходимо следовать стратегии социально-экономического развития, что кабмину необходимо разработать отраслевые программы… Позволю себе напомнить, что президент шел к власти под лозунгом опоры на собственные силы и увеличения собственного бюджета…
– Уважаемые депутаты, я хотел вас спросить (шум)...
– Давайте послушаем…Нельзя послушать что ли, чтобы понять?..
– Я сам был в оппозиции к прошлой власти и хорошо помню, как мы ее критиковали за то, что в сельское хозяйство направляется меньше средств, чем на содержание государственной службы охраны и Администрации президента. Сейчас ситуация только ухудшается. Хочу особо обратить внимание на вопрос о моральной ответственности…
– Слушай, дорогой мой... Подожди, у нас есть правила, есть регламент. Я вас лишаю слова. Все! Я пользуюсь своим правом...
– Вы меня не можете лишить права голоса, депутата, который хочет внести предложение...»
И, наконец, Гуния закончил:
«Поэтому считаю, что уход в отставку такого правительства может стать первым шагом по выходу из кризиса. В этой связи на основании статьи 47, пункт 11 Конституции Республики Абхазия предлагаю коллегам внести в повестку дня вопрос об объявлении вотума недоверия премьер-министру Республики Абхазия».
Предложение было поддержано в выступлениях депутатов Дмитрия Ардзинба, Батала Табагуа, Рауля Лолуа. Депутат же Валерий Агрба заявил, что подобное предложение противоречит регламенту, оно должно пройти определенные процедуры, быть обсуждено в комитете. В какой-то момент их с Баталом Табагуа перепалка приняла весьма острый характер.
По мнению вице-спикера парламента Саида Харазия, если сейчас объявить вотум недоверия премьеру, то это лишит возможности работать весь кабинет министров. Он раз пять или шесть повторил слово «сюрприз» в том смысле, что республике не нужны такие негативные новогодние сюрпризы.
Вопрос о включении вопроса о вотуме недоверия премьер-министру Абхазии в повестку сессии был поставлен на голосование два раза. После первого поднялся шум: мол, многие депутаты не поняли, за что идет голосование. Спикер заявил, что предлагает перенести заседание на завтра, на последний рабочий день года. Но, будучи поставлено на голосование, его предложение не прошло. А когда было предложено внести в повестку дня вопрос о вотуме недоверия премьер-министру Беслану Барцицу, «за» проголосовало 20 депутатов, «против» – три. Правда, после этого в зал вернулось несколько выходивших депутатов, в том числе и Валерий Агрба, который наконец нашел текст регламента работы парламента и зачитал отрывок из него в подтверждение своих доводов. «А мы уже проголосовали», – сказали ему сторонники вотума недоверия. В знак протеста Агрба покинул зал заседаний, но через несколько минут все же вернулся со словами: «Не хочу, чтобы меня упрекали, что срываю принятие бюджета».
Представляя законопроект о бюджете на 2018 год во втором чтении, председатель парламентского комитета по бюджету, кредитным организациям, налогам и финансам Натали Смыр сказала, что действительно республиканский бюджет является социально направленным и лишь в незначительной мере бюджетом развития. Но это – объективная реальность, обусловленная рядом причин. Среди них Смыр назвала неудачный туристический сезон, стихийные бедствия, низкие урожаи сельхозкультур из-за нашествия вредителей. При этом Смыр отметила, что в бюджет парламентариями были внесены изменения и дополнения. В частности, по требованию депутатов увеличены расходы на ремонтно-восстановительные работы, а также на поддержку независимых СМИ – на 1 млн 200 тысяч рублей. Внесены изменения в смету парламента, Контрольной палаты
Вице-премьер РА Беслан Эшба сообщил, что в законопроекте учтены все предложения депутатов и что все задолженности по зарплате и пенсиям ликвидированы.
«Бюджетом стагнации» назвал проект депутат Батал Табагуа, но подчеркнул, что проголосует за этот проект, так как это необходимо народу Абхазии.
28 депутатов проголосовали за принятие проекта закона о бюджете Абхазии во втором и окончательном чтении, против выступили четверо парламентариев.
Депутаты одобрили бюджеты фондов – инвалидов Отечественной войны народа Абхазии, обязательного медицинского страхования, комитета по репатриации Абхазии, пенсионного и дорожного фондов, социального страхования и охраны труда.
Тайным голосованием парламентарии избрали Манану Делба судьей Верховного суда РА, а вот голосов для объявления вотума недоверия премьер-министру Беслану Барцицу им в ходе тайного голосования не хватило. За объявление вотума недоверия премьеру проголосовали 16 депутатов, против – двое, два бюллетеня оказались испорченными. В голосовании участвовали всего 20 депутатов из 35 народных избранников.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия