Конец 2017 года ознаменовался освобождением сразу двух граждан Грузии из тюрем самопровозглашенных республик – Абхазии и Южной Осетии. Спустя месяц после возвращения домой из цхинвальского изолятора Георгия Гиунашвили с семьей встретился удерживаемый с 2009 года на территории Абхазии Георгий Лукава.
После более чем шестилетнего заключения в тюрьме на территории самопровозглашенной республики Абхазия Георгий Лукава вернулся домой. Сухумские власти передали грузинской стороне участника боевых действий в ходе конфликта в Абхазии в 1992-1993 годах. По словам самого Георгия Лукава, он до последнего момента не знал, куда его везут. Свое пребывание в тюрьме вспоминает неохотно и не верит, что по ту сторону Ингури в ближайшем будущем что-то изменится к лучшему:
«Ты воевал – так мне сказали и приговорили... Всем известно, какая там жизнь. Исключено, чтобы там что-то изменилось к лучшему до тех пор, пока там не будет грузин... Меня забрали ночью, я понятия не имел, куда меня везут. Привезли сюда и обменяли».
Лукава был задержан 9 мая 2011 года в селе Баргеби Гальского района по обвинению в причастности к «Лесным братьям» – партизанскому отряду, состоящему из этнических грузин и действовавшему на территории Абхазии в 90-х годах прошлого века. В результате его приговорили к 20 годам заключения.
Вопрос освобождения Лукава был одним из главных в ходе встреч в рамках механизма по предотвращению и реагированию на инциденты, проходивших в городе Гали. Как заявила госминистр по вопросам примирения и гражданского равенства Кетеван Цихелашвили, этот факт является результатом успешного сотрудничества:
«Это показатель того позитивного сотрудничества и еще один хороший прецедент, в рамках которого произошло освобождение наших сограждан из тюрем Сухуми и Цхинвали. Я очень рада, что после почти семилетнего заключения Георгий Лукава свободен и встретит Новый год с семьей – женой и детьми».
По мнению госминистра, освобождение Лукава позитивно отразится на мирном процессе и восстановлении доверия в грузино-абхазских отношениях.
За последний месяц это уже второе по счету удачное разрешение, казалось бы, неразрешимых вопросов. Первой ласточкой стало освобождение еще одного гражданина Грузии, тоже приговоренного к 20 годам «за участие в диверсионно-террористической деятельности», но уже на территории другой самопровозглашенной республики – Южной Осетии. Георгия Гиунашвили отпустили также внезапно – по версии Цхинвали и Сухуми, его обменяли на некоего жителя Абхазии, находившегося в заключении в одной из грузинских тюрем. В Тбилиси предпочли ограничиться туманными заявлениями об успешной работе соответствующих ведомств.
Но при этом представители де-факто властей Абхазии и Южной Осетии в последнее время практически открыто говорят: в рамках Женевских дискуссий готовится подписание соглашения о неприменении силы. Если верить цхинвальскому переговорщику Мурату Джиоеву, оно должно было состояться еще на прошедшем недавно 42-м раунде переговоров в Швейцарии. Но в последний момент Тбилиси якобы заупрямился. Следующая встреча намечена на март будущего года.
По словам политолога Гелы Васадзе, в том, что касается соглашения о неприменении силы, рвение Сухуми и Цхинвали понятно. Для властей самопровозглашенных республик указание этих регионов в документе будет некой легитимацией их как сторон. Но при этом Васадзе допускает, что освобождение Лукава и Гиунашвили может быть звеньями одной цепи, которую кует реальная сторона конфликта – Москва:
«В данном случае необязательно, что какие-то уступки (освобождение Лукава и Гиунашвили) связаны с этими конкретными регионами (Абхазией и Южной Осетией). Речь может идти вообще об улучшении каких-то позиций России в Грузии, тем более если это касается гуманитарных аспектов. Поэтому говорить о том, что это непосредственно связано с Абхазией и Цхинвальским регионом, в условиях нехватки информации, я считаю несколько преждевременным».
В любом случае, уверен политолог, с чьей бы стороны не было инициировано освобождение Лукава и Гиунашвили, это не могло произойти без ведома и согласия Москвы.